Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управлении внутренних дел по Томской области (далее - ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Л. Г.А. (далее - ИП Л. Г.А., предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.12.2010 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 10.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного, требования ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области удовлетворены, ИП Л. Г.А. привлечена к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с конфискацией игровых терминалов в количестве 20 штук, указанных в протоколе изъятия вещей и документов от 04.08.2010.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, которым отказать в привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, при этом ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Арбитражными судами установлено и из материалов дела следует, что при проверке 04.08.2010 в 19 часов 00 минут сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области помещения игрового зала, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Пролетарская, 27, согласно договору от 20.11.2009 ИП Л. Г.А. арендует у общества с ограниченной ответственностью "Септима", и где осуществляет свою деятельность по проведению азартных игр на арендованных у О.В. Б. 20 развлекательных терминалов по договору аренды имущества от 02.11.2009.
По результатам проведенных мероприятий в отношении ИП Л. Г.А. возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 27.10 КоАП РФ игровые автоматы в количестве 20 штук, денежные средства в сумме 4 789 рублей, ключи от игровых автоматов в количестве 18 штук, флэшкарты в количестве 4 штук, один системный блок и один пульт дистанционного управления были изъяты, о чем составлен протокол от 04.08.2010 изъятия вещей и документов.
Старшим инспектором ЦБПСПР и ИАЗ при УВД по Томской области 13.08.2010 в отношении ИП Л. Г.А. составлен протокол ЖУАП N 260 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ИП Л. Г.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования ЦБПСПР и ИАЗ УВД по Томской области и привлекая ИП Л. Г.А к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с конфискацией игровых терминалов в количестве 20 штук, пришли к выводу о том, что ИП Л. Г.А. осуществляет в арендованном помещении по адресу: г. Томск, ул. Пролетарская, 27 деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без наличия на то разрешения, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации, проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами и исключительно в игорных заведениях, соответствующих установленным требованиям.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.
В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, статьи 13 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне является выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и видов игорных заведений.
Таким образом, при осуществлении деятельности по организации азартных игр предусмотрено получение специального разрешения.
Согласно части 9 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что действия лиц по организации и проведению азартных игр вне установленных игорных зон без специального разрешения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с Законом N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в данной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств, суды установили факт осуществления предпринимателем деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без специального разрешения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ согласуются с правовой позиций, изложенной в постановлении от 05.10.2010 N 5889/10 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом суды пришли к выводу о том, что розыгрыш на игровых автоматах отвечает признакам азартной игры, поскольку участник игры заинтересован в выигрыше призовых баллов на данном оборудовании, так как выигранные баллы в дальнейшем обеспечивает получение игроком денежного выигрыша на руки.
Довод ИП Л. Г.А. о составлении протокола в нарушение срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ является несостоятельным, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, не является существенным нарушением и основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт совершения правонарушения и составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.10.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 10.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5522/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ следует, что азартная игра это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с Законом N 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в данной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. Игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в деле доказательств, суды установили факт осуществления предпринимателем деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без специального разрешения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы судов о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ согласуются с правовой позиций, изложенной в постановлении от 05.10.2010 N 5889/10 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
...
Довод ИП Л. Г.А. о составлении протокола в нарушение срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ является несостоятельным, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, не является существенным нарушением и основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт совершения правонарушения и составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2011 г. по делу N А67-5522/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-5522/2010