Общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт", общество), Б.Е.Д. (далее - Б.Е.Д.) обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Новосибирской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.01.2010 об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Старт" в части сведений о директоре общества и обязании инспекции внести на основании представленных Б.Е.Д. в налоговый орган документов изменения в сведения о директоре ООО "Старт": Б.О.В. на Б.Е.Д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Б.О.В. (далее - Б.О.В.).
Судом первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Новосибирской области на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Новосибирской области в связи с реорганизацией.
Решением от 06.10.2010 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении требования Б.Е.Д. отказано. В части требований ООО "Старт" иск оставлен без рассмотрения.
Постановлением от 11.01.2011 года Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Б.Е.Д. просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По его мнению, статус заявителя, как участника Общества подтверждается протоколом от 06.04.2001 общего собрания ООО "Старт".
Инспекция, Б.О.В. в отзывах на кассационную жалобу просят оставить состоявшиеся судебные акты без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 18.01.2010 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Новосибирской области поступило заявление Б.Е.Д. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Старт", о смене единоличного исполнительного органа общества Б.О.В. на Б.Е.Д. с приложением протокола от 11.03.2008 года общего собрания участников общества.
По сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.01.2009, без доверенности от имени ООО "Старт" действует директор Б.О.В.
Рассмотрев названные документы, инспекция 25.01.2010 приняла решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы ООО "Старт".
В решении от 25.01.2010 года об отказе в государственной регистрации указано на отсутствие у лица, подписавшего заявление, права на совершение таких действий.
Посчитав, что указанное решение инспекции является незаконным, общество и Б.Е.Д. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, исходил из соответствия оспариваемого решения инспекции закону и отсутствия нарушений ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
При этом суд также указал на несоответствие закону решения общего собрания общества, оформленного протоколом от 11.03.2008 года ввиду отсутствия кворума.
В части требований ООО "Старт" заявление оставлено без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал вынесенное решение.
Выводы судов являются правомерными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в учредительных документах и в заявлениях, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений.
Форма (N Р14001) заявления для вышеназванного внесения изменений утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Раздел 4 заявления предусматривает его подписание руководителем постоянно действующего исполнительного органа либо иным лицом, действующим от имени юридического лица без доверенности, либо иным лицом действующим на основании полномочий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (пункт 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (пункт 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В рассматриваемом случае заявление в налоговый орган подписано лицом, Б.Е.Д., не являющимся руководителем общества или имеющим право действовать без доверенности, поэтому налоговый орган правомерно отказал во внесений изменений в сведения о юридическом лице.
При этом специальных полномочий участника общества на подписание такого заявления уставом ООО "Старт" не предусмотрено (статья 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Протокол от 11.03.2008 года о назначении директором Б.Е.Д. свидетельствует о принятии решения при отсутствии кворума и не может быть принят во внимание.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении требования.
Решение от 11.09.2009 года по делу N А45-7449/2008 Арбитражного суда Новосибирской области не содержит иных выводов.
Обстоятельства приобретения статуса участника общества Б.Е.Д. в рассматриваемом деле значения не имеет.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения и постановления суды первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Определением от 04.02.2011 года судом кассационной инстанции Б.Е.Д. было предложено ко дню судебного заседания представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном размере. В связи с неисполнением данного указания с Б.Е.Д. подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 100 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции следует выдать исполнительный лист.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.10.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 11.01.2011 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6699/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Е.Д. - без удовлетворения.
Взыскать с Б.Е.Д. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (пункт 4 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (пункт 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В рассматриваемом случае заявление в налоговый орган подписано лицом, Б.Е.Д., не являющимся руководителем общества или имеющим право действовать без доверенности, поэтому налоговый орган правомерно отказал во внесений изменений в сведения о юридическом лице.
При этом специальных полномочий участника общества на подписание такого заявления уставом ООО "Старт" не предусмотрено (статья 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции следует выдать исполнительный лист."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. по делу N А45-6699/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании