Открытое акционерное общество "Угольная компания "Северный Кузбасс" (далее - ОАО "УК "Северный Кузбасс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") об обязании восстановить запись на лицевом счете истца суммы платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями в размере 219 077,34 рубля, взыскании суммы штрафа за самовольное использование железнодорожного пути без согласия владельца в размере 442 000 рубля.
Решением от 17.08.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 219 077,34 рубля суммы платы за пользование вагонами и штрафа за задержку вагонов под грузовыми операциями, 88 400 рублей штрафа за самовольное использование железнодорожного пути без согласия владельца. Ответчик обязан восстановить запись на лицевом счете истца. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании штрафа (с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд признал правомерным применение ответчиком статьи 63 УЖТ Российской Федерации и исходил из того, что ненадлежащее исполнение ОАО "РЖД" обязательств по своевременной приемке вагонов от истца, привело к фактическому использованию ОАО "РЖД" путей истца без его согласия.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части взыскания штрафа в сумме 88 400 рублей.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям статью 63 УЖТ Российской Федерации, поскольку за нарушения по своевременному приему вагонов установлена ответственность по нормам статьи 100 УЖТ Российской Федерации.
ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 11.04.2000 г. между сторонами был заключен договор N 123, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного подъездного пути ОАО "Северо-Кузбасское погрузочно-транспортное управление" (правопреемник - ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс") при станции Забойщик Западно-Сибирской железной дороги (при обслуживании подъездного пути локомотивом владельца).
При составлении в июне 2009 г. ведомостей подачи и уборки вагонов при начислении платы за пользование вагонами и штрафов за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой более чем на 24 часа, по истечении технологического срока оборота вагонов, установленного договором, между сторонами возникли разногласия в части даты и времени завершения грузовых операций, и соответственно, общего и расчетного времени нахождения вагонов под грузовыми операциями. Как полагает истец, железная дорога необоснованно списала с лицевого счета истца плату за пользование вагонами и штраф за задержку вагонов под грузовыми операциями в размере 219 077 руб. 34 коп.
Как следует из § 5 договора в редакции протокола рассмотрения разногласий от 15.11.2006 г. к дополнительному соглашению от 16.10.2006 года владелец организует погрузку угля маршрутами и одиночными вагонами в соответствии с принятыми заявками на перевозку угля маршрутами и одиночными вагонами в соответствии с принятыми заявками на перевозку грузов, действующим планом формирования грузовых поездов и календарным планом маршрутизации. Груженные маршруты сдаются перевозчику сформированными составами, установленного веса или длины в соответствующем дороге планом формирования грузовых поездов, выдача на станцию Забойщик осуществляется одновременно всем составом.
Снятие с учета времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования производится по выдаче маршрута, окончания приемосдаточных операций, подписания памяток приемосдатчика при наличии в товарной конторе станции Забойщик перевозочных документов на целый отправительский маршрут.
Вагоны прочей погрузки (кроме угля и угольного концентрата), порожние из под выгрузки, непригодные под погрузку выдаются на станцию Забойщик в количестве не более полезной длины приемоотправочных (выставочных) путей станции Забойщик 1 раз в сутки с подборкой груженных вагонов по назначениям, порожних - отдельной группой от груженных.
Вагоны немаршрутной погрузки (уголь, угольный концентрат) выдаются на станцию Забойщик в количестве не менее 24 вагонов 1 раз в сутки с подборкой по назначениям.
По согласованию руководителей смен допускается сдача груженных вагонов, порожних из под выгрузки, непригодных под погрузку вагонов меньшими группами более 2-х раз в сутки с подборкой груженных вагонов по направлениям.
Условиями договора не установлена возможность задержки приема станцией Забойщик готовых к выдаче вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс", следовательно, вагоны должны быть приняты с железнодорожного пути необщего пользования на выставочные пути станции Забойщик незамедлительно после получения уведомления от ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" о готовности вагонов к передаче. Исходя из условий договора, ответчик должен принимать (дать разрешение на выдачу) от истца готовые к выдаче на выставочные пути станции Забойщик вагоны незамедлительно, после получения ответчиком уведомления от истца о готовности вагонов к передаче.
Согласно § 10 договора, в редакции протокола рассмотрения разногласий от 21.11.2003 г. к дополнительному соглашению 2003 г., из оплачиваемого времени за пользование вагонами исключается общее технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой с этих мест по подъездному пути ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс", равное 1 час. 94 мин.
Учитывая тот факт, что условиями договора не предусмотрен конкретный срок на уборку (выдачу) вагонов с железнодорожных выставочных путей необщего пользования на выставочные пути станции Забойщик, и, руководствуясь аналогией п. 3.7 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (при уборке вагонов с мест погрузки, выгрузки локомотивом перевозчика), согласно которого срок на уборку вагонов исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через два часа после его приема, ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" принимает к расчету срок на уборку (выдачу) вагонов равный 2 часа.
При задержке приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования работниками станции Забойщик составлялись акты общей формы на факты задержки приема вагонов. Но в данных актах искажены причины задержки приема вагонов, поэтому данные акты были подписаны приемосдатчиками истца с мотивированным мнением, изложенным либо на обороте данного акта, либо отдельным приложением.
Все факты задержки приема готовых к выдаче вагонов подтверждаются уведомлениями о передаче вагонов, актами, оформленными истцом, памятками приемосдатчика.
Несмотря на несогласие истца, плата за пользование вагонами и штрафы за задержку вагонов под грузовыми операциями (погрузкой, выгрузкой), начисленные ответчиком по ведомостям подачи и уборки вагонов, были списаны с лицевого счета ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" в размере 219 077 руб. 34 коп.
Считая, что факт задержки со стороны ответчика приема вагонов, готовых к выдаче, более чем на 2 часа является использованием пути необщего пользования без его согласия, ОАО "УК "Северный Кузбасс" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 442 000 рубля, начисленного на основании статьи 63 УЖТ Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив законность судебных актов в оспариваемой в кассационной жалобе части, считает, что выводы: судов основаны на неправильном толковании статей 63 и 100 УЖТ Российской Федерации.
Из содержания статьи 100 УЖТ Российской Федерации следует, что задержка уборки вагонов является превышением предусмотренных соответствующими договорами сроков уборки вагонов. Следовательно, данная статья устанавливает ответственность за нарушение перевозчиком условий договора в части соблюдения сроков уборки вагонов.
Статья 63 УЖТ Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение перевозчиком других условий договора (например, условий об операциях, осуществляемых перевозчиком на путях необщего пользования) либо за использование путей при отсутствии соответствующего договора.
Сравнительный анализ статей 63 и 100 УЖТ Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данными статьями регулируются разные правоотношения, за которые установлена разная ответственность.
Установленные судом первой и апелляционной инстанций по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик в нарушение условий договора ненадлежащим образом исполнил обязательства по своевременной приемке вагонов от истца и не свидетельствуют об использовании путей при отсутствии соответствующего договора (самовольное использование железнодорожного пути необщего пользования истца без его согласия). Следовательно, к спорным правоотношениям положения статьи 63 УЖТ Российской Федерации не могут быть применены.
Таким образом, поскольку при принятии оспариваемых судебных актов в части взыскания штрафа в сумме 88 400 руб. судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение от 17.08.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.11.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене в части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" в пользу ОАО "РЖД" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, статьями 110, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 17.08.2010 года Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.11.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-8742/2010 в части взыскания с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс", г. Кемерово 88 400 руб. штрафа и 1 7 582 руб. 04 коп. государственной пошлины отменить.
Принять в этой части новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований в этой части отказать.
Взыскать с ОАО "Угольная компания "Северный Кузбасс" в пользу ОАО "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 4 000 руб.
Арбитражному суду Новосибирской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции, проверив законность судебных актов в оспариваемой в кассационной жалобе части, считает, что выводы: судов основаны на неправильном толковании статей 63 и 100 УЖТ Российской Федерации.
Из содержания статьи 100 УЖТ Российской Федерации следует, что задержка уборки вагонов является превышением предусмотренных соответствующими договорами сроков уборки вагонов. Следовательно, данная статья устанавливает ответственность за нарушение перевозчиком условий договора в части соблюдения сроков уборки вагонов.
Статья 63 УЖТ Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение перевозчиком других условий договора (например, условий об операциях, осуществляемых перевозчиком на путях необщего пользования) либо за использование путей при отсутствии соответствующего договора.
Сравнительный анализ статей 63 и 100 УЖТ Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данными статьями регулируются разные правоотношения, за которые установлена разная ответственность.
Установленные судом первой и апелляционной инстанций по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик в нарушение условий договора ненадлежащим образом исполнил обязательства по своевременной приемке вагонов от истца и не свидетельствуют об использовании путей при отсутствии соответствующего договора (самовольное использование железнодорожного пути необщего пользования истца без его согласия). Следовательно, к спорным правоотношениям положения статьи 63 УЖТ Российской Федерации не могут быть применены."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2011 г. по делу N А45-8742/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5618/11
18.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5618/11
16.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-8742/2010
17.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9091/10