Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Управление малой механизации N 5" (далее - ОАО "УММ-5", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) об исправлении с 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 0:3034, обязав заменить сведения о кадастровой стоимости земельного участка с 96 011 719,58 руб. на 13 502 777,33 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка в сумме с 3 055,46 руб. на 429,71 руб.
Заявленные требования основаны ссылкой на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), Постановление Правительство Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, постановление правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске" и мотивированы тем, что при расчете среднего удельного показателя кадастровой стоимости земли по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:05 02 01 допущены ошибки в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены правительство Омской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля").
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд произвел замену Управления Роснедвижимости на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 09.08.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "УММ-5" в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Общество находит неверными выводы судебных инстанций о том, что фактически спор сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в нормативном акте, утвердившим результаты оценки. Общество считает необоснованным отклонение ходатайства о назначении математической экспертизы.
Управление Росреестра и правительство Омской области в представленных отзывах высказались против удовлетворения кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения, считая выводы судов соответствующими действующему законодательству.
От ФГУП "ФКЦ "Земля" не получен отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц, кассационная жалоба, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрена в отсутствие их представителей.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела судами установлено, что ОАО "УММ-5" на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 31 423 + 62 кв. метров с кадастровым номером 55:36:05 02 01:3034, предоставленный по договору аренды от 01.09.2003 N Д-С-2-1-3992 для производственных целей под здания.
Названный земельный участок по результатам проведенных работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, согласно кадастровому паспорту от 08.12.2009, был поставлен на кадастровый учет 28.04.2009 с удельным показателем кадастровой стоимости 1 кв. метра земельного участка 3 055,46 руб. и кадастровой стоимостью земельного участка равной 96 011 719,58 руб.
Полагая, что при расчете среднего удельного показателя 1 кв. метра кадастровой стоимости земли по 9 виду разрешенного использования в кадастровом квартале 55:36:05 02 01 были допущены ошибки в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели при определении кадастровой стоимости расположенных земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения основаны на неверном расчете, являются кадастровой ошибкой, ОАО "УММ-5" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, судебные инстанции, исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и обстоятельств заявленных требований, обоснованно установили, что суть спора фактически сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", утвержденных нормативным правовым актом и внесенных в государственный кадастр недвижимости.
При этом, судебные инстанции, принимая во внимание разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", пришли к выводу о невозможности оценки наличия (отсутствия) ошибки в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" без оценки соответствующих действий государственных органов при выполнении функции по проведению государственной кадастровой оценки земель.
Судебные инстанции, делая данный вывод, исходили из того, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п, которое в части утверждения кадастровой стоимости не признано недействующим в установленном законом порядке.
Находя неверным избранный ОАО "УММ-5" способ защиты нарушенного права, судебные инстанции на основании установленных обстоятельств спора пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали обстоятельства возникшего спора, сделанные выводы со ссылкой нормы действующего законодательства подробно изложили в судебных актах.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в апелляционном суде, получили соответствующую правовую оценку и были обоснованно отклонены.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку выводов суда, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.08.2010 года и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 года по делу N А46-3691/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, судебные инстанции, исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и обстоятельств заявленных требований, обоснованно установили, что суть спора фактически сводится к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля", утвержденных нормативным правовым актом и внесенных в государственный кадастр недвижимости.
При этом, судебные инстанции, принимая во внимание разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 30.05.2005 года N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", пришли к выводу о невозможности оценки наличия (отсутствия) ошибки в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" без оценки соответствующих действий государственных органов при выполнении функции по проведению государственной кадастровой оценки земель.
Судебные инстанции, делая данный вывод, исходили из того, что результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п, которое в части утверждения кадастровой стоимости не признано недействующим в установленном законом порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. по делу N А46-3691/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6363/11
27.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6363/11
10.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6363/11
17.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-3691/2010
02.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8010/2010