Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействующим постановления от 10.02.2009 N 55 мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения".
Решением от 14.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "СибирьЭнерго", считая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют материалам дела, просит решение суда от 14.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать недействующим постановление Мэрии от 10.02.2009 N 55 "О внесении изменений в приложение N 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения"".
По мнению Общества, принятый нормативный правовой акт не соответствует положениям пунктов 9, 10, 12, 13, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306; введенные обжалуемым постановлением изменения нормативов потребления коммунальных услуг населением на отопление нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку влекут возникновение у него убытков.
Общество также просило произвести процессуальную замену заявителя ОАО "СибирьЭнерго" на ОАО "Новосибирскэнерго".
Отзыв на кассационную жалобу от мэрии города Новосибирска в суд не поступил.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также просившего не производить процессуальную замену заявителя ОАО "СибирьЭнерго" на ОАО "Новосибирскэнерго", проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской правильность применения судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что постановлением мэрии города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 были установлены нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Новосибирска.
Постановлением от 10.02.2009 N 55 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения"" (далее - Постановление от 10.02.2009 N 55) нормативы потребления коммунальных услуг на отопление за 1 кв.м площади в месяц в отношении домов частного сектора изменены. Вместо установленного норматива в размере 0,0331 утвержден норматив в размере 0,0224 за 1 кв.м.
Полагая, что указанное Постановление от 10.02.2009 N 55 не соответствует положениям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его полностью недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 5, 10, 12, 13, 14, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила от 23.05.2006 N 306), статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, пришел к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает положений нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу; Обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов названным постановлением от 10.02.2009 N 55.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктами 2, 4 Правил от 23.05.2006 N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы местного самоуправления.
Судом сделан правильный вывод, что постановление от 10.02.2009 N 55 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения"" было принято мэрией города Новосибирска в пределах предоставленных ей законом полномочий, ее компетенции.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Правилами от 23.05.2006 N 306 определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), а также требования к их формированию.
Установленные в порядке, предусмотренном Правилами, нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3 Правил от 23.05.2006 N 306).
Подпунктом "д" пункта 5 Правил от 23.05.2006 N 306 предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом "д" пункта 5" имеется в виду "подпунктом "д" пункта 4"
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил от 23.05.2006 N 306).
В пункте 16 Правил от 23.05.2006 N 306 определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет. В течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 12 Правил от 23.05.2006 N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Пунктом 8 Правил от 23.05.2006 N 306 определено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органом или ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 13 указанных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (пункт 14 Правил от 23.05.2006 N 306).
Судом установлено, что причиной изменения нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Новосибирска, установленных постановлением мэрии города Новосибирска от 28.11.2008 N 740, послужило отсутствие в Мэрии на момент издания данного постановления достоверной информации по тепловым нагрузкам частного сектора на отопление. Расчеты нормативов были произведены на основании имевшейся информации, представленной открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго", по площадям и тепловому удельному коэффициенту.
В результате расчетов для частного сектора норматив потребления был установлен в размере 0,0331 Гкал/кв.м.
Увеличение норматива потребления коммунальных услуг населением для домов частного сектора в сравнении с ранее действовавшим нормативом составило 153,95 процентов.
Это значительно превысило предельный допустимый индекс размера платы граждан за коммунальные услуги по Новосибирской области на 2009 год.
Материалами дела установлено, что основанием для принятия обжалуемого постановления от 10.02.2009 N 55 явились неоднократные обращения жителей и надзорных органов по вопросам проверки правильности расчетов нормативов потребления коммунальных услуг мэрией города Новосибирска.
С учетом представленной открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго" поадресной базы данных частного жилого сектора города Новосибирска с представленной информацией по площади и договорным тепловым нагрузкам на отопление были пересчитаны нормативы потребления коммунальных услуг на отопление (т. 1, л.д. 49-54).
Это повлекло за собой принятие постановления от 10.02.2009 о внесении в постановление мэрии г. Новосибирска от 28.11.2008 N 740 соответствующих изменений.
Изложенное выше подтверждает, что нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Новосибирска были изменены оспариваемым постановлением мэрии города Новосибирска и установлены вновь для жилых домов частного сектора, при наличии для того правовых оснований, с учетом вышеназванных положений Правил от 23.05.2006 N 306.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания недействующим постановления мэрии города Новосибирска от 10.02.2009 N 55 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения"".
Доводы ОАО "СибирьЭнерго" о том, что изменение норматива влечет возникновение у него убытков, исходя из положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не приняты судом первой инстанции, так как Обществом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение его прав принятым постановлением от 10.02.2009 N 55. Такими доказательствами могли быть расчеты, подтверждающие и обосновывающие иной размер норматива потребления коммунальных услуг для домов частного сектора.
Заинтересованным лицом соответствующие доказательства в порядке статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, поскольку они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств дела, правильно установленных судом.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15878/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом представленной открытым акционерным обществом "СибирьЭнерго" поадресной базы данных частного жилого сектора города Новосибирска с представленной информацией по площади и договорным тепловым нагрузкам на отопление были пересчитаны нормативы потребления коммунальных услуг на отопление ... .
Это повлекло за собой принятие постановления от 10.02.2009 о внесении в постановление мэрии г. Новосибирска от 28.11.2008 N 740 соответствующих изменений.
Изложенное выше подтверждает, что нормативы потребления коммунальных услуг для населения города Новосибирска были изменены оспариваемым постановлением мэрии города Новосибирска и установлены вновь для жилых домов частного сектора, при наличии для того правовых оснований, с учетом вышеназванных положений Правил от 23.05.2006 N 306.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания недействующим постановления мэрии города Новосибирска от 10.02.2009 N 55 "О внесении изменений в приложение 3 к постановлению мэра города Новосибирска от 28.11.2008 N 740 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения"".
Доводы ОАО "СибирьЭнерго" о том, что изменение норматива влечет возникновение у него убытков, исходя из положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно не приняты судом первой инстанции, так как Обществом не представлены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение его прав принятым постановлением от 10.02.2009 N 55. Такими доказательствами могли быть расчеты, подтверждающие и обосновывающие иной размер норматива потребления коммунальных услуг для домов частного сектора.
Заинтересованным лицом соответствующие доказательства в порядке статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 марта 2011 г. по делу N А45-15878/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании