Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2011 г.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Благовещенском районе Алтайского края (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Благовещенскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - отделение УФК по Алтайскому краю, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановлений от 29.07.2009 N 119, от 15.09.2009 N 198, от 28.08.2009 N 187 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Администрации Леньковского сельского совета Благовещенского района и Администрации Яготинского сельского совета Благовещенского района, и обязании принять указанные исполнительные документы к исполнению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Администрация Леньковского сельского совета Благовещенского района и Администрация Яготинского сельского совета Благовещенского района.
Решением от 08.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе отделение УФК по Алтайскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, оспариваемые постановления предъявлены Управлением Пенсионного фонда отделению УФК по Алтайскому краю для исполнения решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам со страхователей: Администрации Леньковского сельского совета Благовещенского района и Администрации Яготинского сельского совета Благовещенского района.
Отделение УФК по Алтайскому краю, ссылаясь на часть 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), письмами от 03.08.2010 NN 02-23/508, 02-23/509, 02-23/510 возвратило указанные постановления без исполнения со ссылкой на то обстоятельство, что они согласно положениям БК РФ не входят в число исполнительных документов и не могут быть приняты: на исполнение в порядке, установленном главой 24.1 данного Кодекса.
Также в письмах указано на то, что в соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание недоимки по страховым взносам, образовавшейся на 31.12.2009 включительно, должно производиться в судебном порядке в силу положений указанного Закона, взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, с 01.01.2010 производится также исключительно в судебном порядке.
Управление Пенсионного фонда полагая, что отказ в принятии постановлений о взыскании со страхователей недоимки, пеней и штрафов к исполнению являются незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, установили, что размер задолженности страхователя по каждому из постановлений не превышает 50 000 рублей, у страхователей нет расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организациях, лицевые счета открыты в органе Федерального казначейства.
Суды признали требования заявителя основанными на нормах статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьи 239 БК РФ, а также соответствующими разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" (далее - Пленум ВАС N 31).
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, исходит из следующего.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного Законом N 167-ФЗ предела, применяется внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Причем установленный данным Законом внесудебный порядок взыскания подлежит применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы. Исключений для бюджетных учреждений Закон N 167-ФЗ не предусматривает, правила о судебном порядке взыскания с них задолженности по страховым взносам и пеням не содержит.
Согласно статье 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 названного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пленум ВАС N 31 разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 1 3 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что суммы, подлежащие взысканию со страхователей по каждому из постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, не превышают 50 000 рублей, у страхователей отсутствуют счета, открытые в учреждениях Банка России или в кредитной организации, а открыт только счет в Отделении по Благовещенскому району УФК по Алтайскому краю.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконном возврате без исполнения направленных Управлением Пенсионного фонда постановлений от 29.07.2009 N 119, от 15.09.2009 N 198, от 28.08.2009 N 187.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.10.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10803/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум ВАС N 31 разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ случае, данное решение обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 1 3 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2011 г. по делу N А03-10803/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании