Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Газпромнефть-Омск" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.01.2010 N 384 в части доначисления авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в сумме 4 477 822 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.04.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица, привлечена Администрация города Омска (далее - Администрация, орган местного самоуправления).
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.06.2010 требования Общества частично удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение Арбитражного суда Омской области от 10.06.2010.
По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел, что определение кадастровой стоимости на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. м. земель, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска" (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п) (в первоначальной редакции), осуществляется только для случаев, указанных в пункте 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.200 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" и в пункте 1.2. приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласна в полном объеме.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив законность судебного акта арбитражного суда апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 27.08.2008 Общество подало в Инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, исчислив в нем таковые к уплате исходя из кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П по земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику.
01 сентября 2009 года налогоплательщик представил в Инспекцию уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, согласно которому по первым из приведенных выше 26 земельных участков исчисленные ранее к уплате авансовые платежи были уменьшены Обществом исходя из кадастровой стоимости, установленной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110, всего авансовые платежи по земельному налогу за 2 квартал 2008 года были уменьшены на 4 477 822 руб.
Налоговый орган, проведя камеральную налоговую проверку этого уточненного налогового расчета, по ее итогам 15.12.2009 составил акт за N 447, а 28.01.2010, отклонив возражения налогоплательщика, поданные на него, в присутствии представителя последнего, вынес решение за N 384, которым отказал Обществу в уменьшении на 4 477 822 руб. исчисленных ранее авансовых платежей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 18.03.2010 N 16-17/03512 апелляционная жалоба Общества, поступившая на указанное решение Инспекции, отклонена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Омской области с заявленным требованием.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно рассчитал свои налоговые обязательства по земельному налогу за 2 квартал 208 года на основании кадастровой стоимости, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области". При этом суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указал, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в части утверждения кадастровой стоимости вступило в законную силу только 01.01.2009.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, отменив решение суда первой инстанции и отказав Обществу в удовлетворении заявленного требования, принял законный и обоснованный судебный акт. Кассационная инстанция поддерживает выводы апелляционного суда, в связи с чем, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно подпункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статей 391 и 396 НК РФ, не позднее 01.03.2008.
Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление N 174-П касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 НК РФ.
То обстоятельство, что утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что постановление N 174-П является нормативным актом о налогах и сборах.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно признал неправомерным вывод суда первой инстанции о возможности применения постановления от 19.12.2007 N 174-П лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 НК РФ.
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Суд апелляционной инстанции установил, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и постановлением N 174-П были утверждены результаты кадастровой оценки земель по видам разрешенного пользования.
В статье 396 НК РФ законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.
В соответствии с указанным пунктом статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске".
В связи с чем Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Поскольку Обществом авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, Инспекцией правомерно отказано Обществу в уменьшении на 4 477 822 руб. исчисленных ранее авансовых платежей.
Довод налогоплательщика относительно неправильного определения кадастровой стоимости на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв.м. земель, утвержденных Постановлением N 174-П, суд кассационной инстанции отклоняет так как он основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, а также в связи с изложенными выше обстоятельствами.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводов судов апелляционной инстанции, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Восьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку апелляционного суд в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, апелляционным судом применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010 по делу N А46-4552/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г. Омске".
В связи с чем Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность и должно было определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007, а не на основании Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Омской области".
Поскольку Обществом авансовые платежи по земельному налогу за указанный период были исчислены с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, Инспекцией правомерно отказано Обществу в уменьшении на 4 477 822 руб. исчисленных ранее авансовых платежей.
Довод налогоплательщика относительно неправильного определения кадастровой стоимости на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв.м. земель, утвержденных Постановлением N 174-П, суд кассационной инстанции отклоняет так как он основан на неправильном толковании норм действующего законодательства, а также в связи с изложенными выше обстоятельствами."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2011 г. по делу N А46-4552/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8325/11
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8325/11
31.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-4552/2010
13.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5635/2010