Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ванинского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Ванинского района в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация), в котором просил: признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в необорудовании котельных п. Тулучи Ванинского муниципального района Хабаровского края приборами учёта тепловой энергии; возложить на административного ответчика обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по оборудованию котельной N, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N, и котельной N, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N, приборами учёта тепловой энергии.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки органами прокуратуры установлено, что указанные выше котельные, находящиеся в собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края и переданные в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию "Исток" (далее - МУП "Исток"), в нарушение требований действующего законодательства о теплоснабжении и об энергосбережении и повышении энергетической эффективности не оборудованы приборами учёта тепловой энергии, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц в сфере рационального использования энергетических ресурсов.
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 апреля 2024 года, административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ванинского района удовлетворено:
- признано незаконным бездействие Администрации, связанное с необорудованием котельной N, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N, и котельной N, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N, приборами учёта тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства в сфере теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- на Администрацию возложена обязанность выполнить мероприятия по оборудованию указанных котельных приборами учёта тепловой энергии в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
14 августа 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Ванинский районный суд Хабаровского края 26 июля 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 августа 2024 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представители Администрации и МУП "Исток", извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 января 2024 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 апреля 2024 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1), при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Из содержания части 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) следует, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учёта потребители обязаны организовать коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учёта в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ) предусмотрено, что под "энергосбережением" понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объёма произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, обязаны были завершить оснащение таких объектов приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, котельная с кадастровым номером N, 1971 года постройки, расположенная по адресу: "адрес", и котельная с кадастровым номером N, 1974 года постройки, расположенная по адресу: "адрес"ёжная, "адрес", находятся в собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края (право муниципальной собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 25 июня 2015 года) и переданы 10 июня 2019 года в хозяйственное ведение МУП "Исток".
Проведённой прокуратурой Ванинского района проверкой установлено, что котельные с кадастровыми номерами N и N в нарушение требований части 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ и частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ не оборудованы приборами учёта тепловой энергии.
29 апреля 2022 года по фактам выявленных нарушений действующего законодательства прокурором Ванинского района главе Ванинского муниципального района Хабаровского края вносилось представление N 2-24-2022, по результатам рассмотрения которого письмом исполняющего обязанности главы Администрации от 8 июля 2022 года N 1-15-3651 сообщалось, что находящиеся в муниципальной собственности котельные не оборудованы приборами учёта тепловой энергии по причине дефицита районного бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны поднадзорных органов и должностных лиц вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, следует, что само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Ванинский районный суд Хабаровского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что со стороны Администрации допущено незаконное бездействие, которое выразилось в необорудовании находящихся в собственности Ванинского муниципального района Хабаровского края котельных с кадастровыми номерами N, N, расположенных в п. Тулучи Ванинского муниципального района Хабаровского края, приборами учёта тепловой энергии, что нарушает как требования действующего законодательства о теплоснабжении и о повышении энергетической эффективности, так и права и охраняемые законом интересы неопределённого круга лиц - потребителей тепловой энергии. Обязанность по осуществлению выполнения мероприятий по оборудованию данных котельных приборами учёта тепловой энергии должна быть возложена на их собственника в лице Администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные по делу обстоятельства и нормы материального права изложены в обжалуемых судебных актах.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделёнными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из анализа содержания части 5 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, частей 1, 4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ следует, что собственник источников тепловой энергии (котельных) должен оборудовать их приборами учёта.
Как уже указывалось выше, в силу положений пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Понятие "решение вопросов местного значения", используемое в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, подразумевает необходимость выполнения органами местного самоуправления задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в конкретной сфере.
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом Ванинского муниципального района Хабаровского края, наделённым статьями 36 и 37 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 31 мая 2005 года N 24, полномочиями по решению вопросов местного значения, суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность выполнить мероприятия по оборудованию находящихся в муниципальной собственности котельных приборами учёта тепловой энергии.
Доводы кассационной жалобы Администрации о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления муниципального района обязанность оснащать источники тепловой энергии приборами учёта; что установку соответствующих приборов должно осуществить МУП "Исток", в хозяйственном ведении которого находятся котельные, - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды верно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку, правильно применили нормы материального и процессуального права, постановив законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 26 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.