1. Является ли основанием для отказа в удовлетворении требований перевозчика о взыскании с грузоотправителя штрафа по статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации тот факт, что искажение сведений о массе перевозимого груза было установлено в отношении не всех указанных в транспортной накладной вагонов, а только части из них?
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из статьи 26 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) следует, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Определение массы грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (статья 27 Устава железнодорожного транспорта).
Названным нормативным актом предусмотрена ответственность грузоотправителей за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (статья 98 Устава железнодорожного транспорта), а также ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера (статья 102 Устава железнодорожного транспорта).
Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
При этом, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в пункте 28 постановления Пленума от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Из анализа указанных норм права и разъяснений ВАС РФ следует, что условиями для возложения гражданско-правовой ответственности за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной в виде штрафа являются: факт нарушения - искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов либо иных сведений о них; негативные последствия, заключающиеся в снижении стоимости перевозок грузов или возможном возникновении обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; причинно-следственная связь между нарушением и последствиями. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена законом на истца.
При разрешении вопроса о доказанности допущенного грузоотправителем нарушения, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, в случае отправки груза сразу несколькими вагонами, необходимо исходить из того, что выявленное превышение груза в одном вагоне свидетельствует об искажении в транспортной железнодорожной накладной сведений об общей массе груза, занижающее количество требуемых для его перевозки вагонов с соблюдением правил грузоподъемности, что не может не влиять на безопасность и стоимость перевозки, которая определяется грузоподъемностью вагона.
Данный подход обосновывается тем, что в соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза и других сведений, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из совокупности названных норм права следует, что достоверность сведений, указанных грузоотправителем в отношении массы груза тех вагонов, правом на проверку которых грузоперевозчик не воспользовался, предполагается, и, соответственно, дополнительного взвешивания всех вагонов в данном случае не требуется.
2. Является ли факт отсутствия товарно-транспортной накладной безусловным основанием для освобождения экспедитора от возмещения клиенту убытков, причиненных утратой груза?
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Пунктом 2 статьи 802 ГК РФ установлено, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
Согласно пунктам 7, 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, которое должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В силу статьи 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с общими нормами об ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". В соответствии со статьей 7 названного Закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза после его принятия экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Согласно пунктам 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
При рассмотрении споров по искам о взыскании с экспедитора убытков, вызванных невыполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, в случае доказанности материалами дела факта передачи клиентом груза перевозчику (экспедитору) отсутствие товарно-транспортной накладной или ущербность (недостаточность) иных экспедиторских документов не может являться основанием для освобождения экспедитора от возмещения убытков, причиненных утратой груза.
При рассмотрении названных споров обязанность доказывания отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязательства по договору транспортной экспедиции в силу закона возложена на экспедитора; полномочия представителя перевозчика грузов, за действия которого перед заказчиком ответственность несет экспедитор, могут быть установлены по правилам абзаца второго пункта 1 статьи 182 ГК РФ.
Отсутствие надлежаще оформленных транспортных документов при доказанности факта получения товара к перевозке уполномоченным лицом не может являться основанием для ограничения клиента по договору транспортной экспедиции в защите нарушенного права.
3. Можно ли к отношениям сторон по проверке состояния массы перевозимого груза применять Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Изменение и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденные директором ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008?
В силу статьи 41 Устава железнодорожного транспорта перевозчик при выдаче груза на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в случаях, предусмотренных в этом пункте, в том числе в случае прибытия груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции. В указанных в статье 41 случаях или в случае обнаружения обстоятельств, которые могут повлиять на состояние и массу тарных и штучных грузов, перевозчик при выдаче проверяет состояние и массу таких грузов, находящихся в поврежденных таре и (или) упаковке. Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Единственным актом, регулирующим данный вопрос, являются Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Изменение и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденные директором ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008, согласно которым при определении излишка массы груза должно учитываться предельное отклонение результата измерений массы. Названными Рекомендациями МИ 3115-2008 установлен порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы груза.
Несмотря на то, что названные Рекомендации МИ 3115-2008 не являются нормативным актом, обязательным к применению, поскольку указанный акт не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, расчеты, обоснованные ссылками на Рекомендации МИ 3115-2008, должны приниматься во внимание судами.
В отсутствие иных актов, определяющих массу грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и устанавливающих порядок определения массы груза, значений предельных допускаемых погрешностей измерений массы груза, порядок расчета предельных допускаемых расхождений в результатах измерений массы груза на станциях отправления и назначения, порядок определения наличия и расчета размера недостачи (излишка) массы груза на станциях назначения и в пути следования, ссылка на Рекомендации МИ 3115-2008 является правомерной.
4. Возможно ли страхование договорной ответственности экспедитора, осуществляющего деятельность по организации перевозок?
В силу пункта 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Названная норма права предусматривает, что по договору имущественного страхования может быть, в частности, застрахован риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932 ГК РФ).
Страховые компании заключают с организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционную деятельность, договоры страхования ответственности грузоперевозчика. Объектом страхования в таких договорах являются имущественные интересы страхователя (экспедитора), связанные с его обязанностью в порядке, установленном действующим законодательством, возместить ущерб, причиненный третьим лицам при осуществлении экспедирования груза автомобильным транспортом (в случае гибели, утраты или повреждения груза).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 16996/09, возможно заключение комплексного договора страхования, который содержит признаки различных видов имущественного страхования (как страхование собственных имущественных интересов экспедитора, так и страхование имущественных рисков третьих лиц, связанные с деятельностью экспедитора).
Названным постановлением Президиума ВАС РФ были оставлены в силе судебные акты по делу N А43-27008/2008, при принятии которых судебные инстанции исходили из следующего.
В пункте 1 статьи 931 ГК РФ установлено, что по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Таким образом, специальный закон, регулирующий экспедиционную деятельность, прямо предусматривает возможность возложения ответственности на экспедитора за несохранение груза клиента в случаях, названных в качестве страховых в статье 931 ГК РФ.
Статьи 931 и 932 ГК РФ имеют разные предметы регулирования. Статья 932 ГК РФ предусматривает ограничение страхования риска ответственности за нарушение страхователем собственных обязанностей, вытекающих из договоров, заключенных страхователем с третьими лицами.
Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" возлагает на экспедитора обязанности, в частности, по доставке груза в срок, обусловленный договором; обязанность по предварительному запросу у клиента разрешения об отступлении от его указаний, если это диктуется интересами клиента, либо действовать в интересах клиента с отступлениями от его указаний и уведомить о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции, но может застраховать груз от своего имени.
Страхование ответственности экспедитора за нарушение этих и других специальных обязанностей, составляющих существо оказываемых экспедитором услуг, в силу статьи 932 ГК РФ недопустимо, если иное не предусмотрено законом, регулирующим данный вид деятельности. На страховую компанию, например, не может возлагаться обязанность возместить экспедитору уплаченные клиенту неустойку или убытки за нарушение срока доставки груза, поскольку в этом случае экспедитор утрачивает интерес в надлежащем исполнении своих договорных обязанностей.
В то же время законом не установлены ограничения для страхования указанных в статье 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" рисков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, за которые экспедитор несет ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда (а не в связи с нарушением договорных обязанностей).
Исходя из названной позиции, договоры страхования, предметом которых является страхование риска гражданской ответственности экспедитора, возникающего вследствие причинения вреда грузам третьих лиц, являются действительными, поскольку они заключены в соответствии с требованиями статьи 931 ГК РФ.
5. Считается ли соблюденным досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора, возникшего из перевозки груза, в случае, если к претензии не приложены документы, приложение которых является обязательным в силу требований закона?
Согласно пункту 1 статьи 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Статьей 120 Устава железнодорожного транспорта установлено, что до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При этом к претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция.
Статьей 122 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что порядок предъявления и рассмотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Претензионный порядок считается соблюденным лишь в том случае, если претензия содержит все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу
Статья 12 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" также предусматривает, что до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно соблюдение досудебного претензионного порядка урегулирования такого спора. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
Таким образом, из буквального толкования названных норм права следует, что досудебный порядок по спорам, связанным с перевозками грузов, считается соблюденным в том случае, если до подачи иска в суд сторона направила перевозчику (экспедитору) претензию и перечисленные в законе документы, предоставление которых является обязательным в силу требований закона (транспортного устава).
Вместе с тем, само по себе получение перевозчиком претензии, даже без приложения документов, предоставление которых является обязательным в силу требований закона (транспортного устава), из содержания которой можно установить требования лиц, направившего претензию, является доказательством соблюдения установленного досудебного порядка урегулирования споров данной категории дел. У перевозчика отсутствуют правовые основания для отказа в рассмотрении претензии по существу, если из текста претензии возможно установить объем предъявляемых требований и их обоснование, а отсутствие каких-либо документов могло бы послужить только основанием для отказа в удовлетворении претензии.
6. Необходимо ли установление вины перевозчика в повреждении или утрате вагонов, контейнеров или их узлов и деталей при взыскании убытков на основании статьи 105 Устава железнодорожного транспорта?
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при том, что статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения ущерба предусматривает возмещение причиненных убытков, понятие которых раскрыто законодателем в статье 15 ГК РФ.
В силу норм статьи 15 ГК РФ лицо, заявляющее требование о взыскании убытков, должно доказать неправомерность действий ответчика, наличие убытков и их размер, а также причинную связь между действиями ответчика и убытками.
Таким образом, установление вины лица, причинившего вред, является одним из условий привлечения его к ответственности в виде возмещения убытков.
Статьей 105 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
При разрешении вопроса об ответственности перевозчика, установленной названной статьей, необходимо применять правило пункта 3 статьи 401 ГК РФ, согласно которому ответственность участника предпринимательской деятельности наступает независимо от его вины, если законом или договором не предусмотрено иное. Повреждение или утрата перевозчиком принадлежащих иным лицам вагонов, контейнеров являются основаниями особой ответственности перевозчика.
Таким образом, при рассмотрении названной категории спора доказанности вины перевозчика в повреждении, утрате вагонов, контейнеров оснований для взыскания с него убытков по статье 105 Устава железнодорожного транспорта презюмируется.
7. Применимы ли положения части 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта при взыскании штрафа с перевозчика лицами, не являющимися грузополучателями, грузоотправителями (например, владельцами пути необщего пользования)?
Частью 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта предусмотрена ответственность перевозчика перед грузоотправителем или грузополучателем в следующих случаях:
а) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути;
б) за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика;
в) за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Перевозчик обязан уплатить грузоотправителю, грузополучателю установленный статьей 100 Устава железнодорожного транспорта штраф при виновном нарушении сроков, предусмотренных договором, связанным с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, или договором, связанным с подачей и уборкой вагонов, иным договором, а именно сроков подачи вагонов под погрузку, выгрузку, сроков уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки, если уборка вагонов проводится локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Взыскание с перевозчика штрафов на основании части 2 статьи 100 Устава железнодорожного транспорта возможно не только в пользу грузоотправителя (грузополучателя), но и в пользу иных лиц.
Указанный подход может быть мотивирован тем, что статья 100 Устава железнодорожного транспорта устанавливает ответственность за конкретное нарушение, допустить которое перевозчик может и при исполнении других договоров, регулирующих взаимоотношения, связанные с перевозкой грузов (например, по договору об эксплуатации железнодорожного подъездного пути).
Следовательно, предъявление требований к перевозчику иными участниками взаимоотношений, связанных с перевозкой грузов, на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта не исключается.
8. При определении тяжеловесного груза в целях перевозки по автомобильным дорогам допустимо ли составление акта взвешивания транспортного средства учреждением?
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи указанных разрешений, а также порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 N 1146 (далее - Инструкция). При этом тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1 (пункт 1.2 Инструкции).
В силу пункта 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в названной Инструкции.
Из положений пункта 2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, следует, что при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах федерального, регионального, межмуниципального и местного значения взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 7 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 11, 12 и 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится осуществление федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения; к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а к полномочиям органов местного самоуправления в названной области - осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в различных сферах названные органы вправе создавать бюджетные учреждения.
Из перечисленных норм права усматривается, что функции владельцев автомобильных дорог в части обеспечения взвешивания транспортных средств и фиксации результатов взвешивания могут выполнять созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления учреждения в целях обеспечения реализации полномочий указанных органов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Следовательно, акт взвешивания транспортного средства, составленный указанным учреждением, должен оцениваться как надлежаще оформленный документ, поскольку учреждение только обеспечивает взвешивание транспортных средств, направляемых сотрудниками уполномоченных органов. Само по себе определение превышения значений предельно допустимой массы нагрузок транспортного средства осуществляется уполномоченным органом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Итоговая справка по вопросам судебной практики в сфере транспортной деятельности, (утв. на заседании президиума Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа 30 ноября 2012 г.)
Текст справки размещен на сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в Internet (http://www.faszso.ru/)