В целях формирования единой государственной политики в области информационного обеспечения государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, расширения взаимодействия и информационного обмена между различными министерствами, ведомствами, администрациями районов, городов, недропользователями, общественными организациями и гражданами по вопросам недропользования Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить основные положения Концепции Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия (ЕИАСП по РИ).
2. Министерствам, ведомствам, государственным службам и недропользователям республики в месячный срок подготовить и представить в территориальные органы Министерства природных ресурсов России Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия и Федеральное государственное учреждение "Территориальный фонд информации управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия" (ФГУ "ТФИ и ООС по РИ): предложения по обеспечению функционирования и развития информационной инфраструктуры, по сбору, предоставлению, хранению и передачи природоресурсной и природоохранной информации в ФГУ "ТФИиООС по РИ".
3. Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Ингушетия совместно с государственными службами и заинтересованными республиканскими подразделениями обеспечить реализацию положений Концепции Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства |
Т. Могушков |
Основные Положения
Концепции единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 августа 2003 г. N 293)
1. Общие положения
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и технологий с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующая информационные процессы по обеспечению подготовки и принятия управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды на основе интеграции информационных потоков и создания единого информационного пространства.
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия создается на основе постановления Правительства РИ, в рамках общей информационной системы Российской Федерации, в соответствии с законами РФ и постановлениями правительства Российской Федерации.
2. Основные направления
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды по РИ призвана обеспечить следующие основные направления государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
государственное регулирование и координация работ по изучению, охране, воспроизводству и использованию природных ресурсов, сохранению биоразнообразия;
управление государственным фондом недр, водным и лесным фондом, обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
реализация задач, поставленных федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7.12.2001 N 860, и других целевых программ, связанных с вопросами природопользования и охраны окружающей среды;
функционирование государственной системы лицензирования пользования природными ресурсами (объектами) и воздействия на окружающую среду;
государственный учет и государственная регистрация работ по изучению и использованию природно-ресурсного потенциала Республики Ингушетия;
обеспечение сбора, учета, сохранности и упорядочения использования природно-ресурсной и природоохранной информации, полученной за счет государственных средств и других источников финансирования, как общенационального достояния России.
3. Цели создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды создается в целях:
информационно-аналитического обеспечения основных групп потребителей природно-ресурсной информации (федеральных органов, государственной власти, органов власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, а также природопользователей и общественных организаций);
создания информационных ресурсов по природопользованию и охране окружающей среды, необходимых для обеспечения устойчивого развития Республики Ингушетия;
ускорения процедур прохождения информации от стадии сбора первичной информации до анализа преобразованных сведений;
повышения качества обработки и обеспечения надежности хранения природно-ресурсной информации;
достижения открытости, прозрачности и управляемости информационных процессов в отрасли.
4. Основные задачи Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по РИ
Функционирование ЕИАСП должно обеспечить решение следующих основных задач:
создание единой нормативно-правовой, методической, организационной, метрологической и технологической основы формирования информационных ресурсов Единой информационно- аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
осуществление координации деятельности по созданию, обеспечению функционирования и совершенствования систем мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
формирование фонда государственных информационных ресурсов, включающего кадастровые и иные данные о состоянии природных ресурсов и окружающей природной среды Республики Ингушетии, об их использовании и охране;
обеспечение сбора, накопления, обработки, анализа и распространения данных для оценки состояния недр, водных объектов, лесов, биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, окружающей среды, и прогноза их изменений под влиянием различных факторов, а также социально-экономической и финансово-хозяйственной деятельности в пределах компетенции УПP по РИ;
развитие и стандартизация автоматизированных технологий мониторинга состояния недр, водных объектов, лесов и окружающей среды, подготовка и распространение регламентированной информации в установленном порядке и режиме;
обеспечение связи с ведомственными информационными системами и центрами данных и обеспечение, доступа к деформационным ресурсам обменного фонда данных;
обеспечение безопасности и устойчивости функционирования информационных технологий, а также защиты информационных ресурсов.
5. Основные принципы
Основными принципами создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды являются:
создание и разработка должны проводиться с использованием средств и технологий обработки информации на основе соответствующих государственных стандартов;
межведомственный характер Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
учет и сбалансированность интересов Российской Федерации в целом, ее субъектов и территорий, производителей, владельцев и пользователей природно-ресурсной и природоохранной информации;
открытость Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, ее взаимодействие и информационный обмен с федеральными, ведомственными, региональными и др. природно-ресурсными и экологическими информационными системами и банками данных;
преемственность и управляемость перехода от действующей системы сбора и хранения природно-ресурсной и природоохранной информации в Республиканских фондах (центрах), в архивах и хранилищах подведомственных и других организаций к информационной компьютерной системе, базирующейся на современных информационных технологиях и программно-технических средствах;
использование научных и практических результатов ранее выполненных работ по созданию систем мониторинга и оценки природных ресурсов и окружающей среды, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли из космоса;
информационная совместимость элементов Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативно-правового обеспечения ее создания и функционирования;
этапность проектирования и внедрения Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды и ее элементов с целью минимизации затрат, эффективного использования выделяемых ресурсов и оперативного внедрения разработок, включая максимальное использование средств и ресурсов, имеющихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов власти Республики Ингушетия;
широкое использование новых технических средств и современных высокоэффективных информационных технологий;
активное участие УПР по РИ и подведомственных организаций в разработке и внедрении Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на всех уровнях;
управление информацией о состоянии недр, лесов, водных объектов окружающей природной среды в соответствии с согласованными регламентами получения, обмена и распространения данных и информационной продукции.
6. Организационная структура Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды
Система имеет иерархическую многоуровневую структуру:
уровень организаций, формирующих исходную информацию, представлен информационными службами, архивами (фондами), системами мониторинга организаций-производителей природоресурснои и экологической информации, занимающихся изучением и использованием природных ресурсов (объектов), независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности;
республиканский уровень представлен территориальным фондом информации по природопользованию и охране окружающей среды, а также информационными службами (центрами, системами), находящимися в ведении Республики Ингушетия;
федеральный уровень представлен Российским фондом информации по природным ресурсам и охране окружающей среды MПP России, фондами информации государственных служб в составе MПP России (инфотеки МПР России), Ситуационным центром МПР России, Центральным бюро информации МПР России, обеспечивающими интеграцию информационных ресурсов в Единую информационно-аналитическую систему природопользования и охраны окружающей среды, специализированными информационно-аналитическими системами и центрами иных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающими формирование и ведение банков данных федерального значения.
МПР России для координации работ по созданию и развитию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды образует по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также органами власти субъектов Российской Федерации Координационный Совет и утверждает Положение о нем, а также разрабатывает программу создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на период 2003 - 2010 гг.
7. Организация передачи информации
Передача информации между уровнями и элементами Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды с целью ее сбора, хранения и использования осуществляется на основе;
нормативно-правовых актов по вопросам информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды;
нормативных и методических документов УПР по РИ, включая регламенты взаимообмена информацией на различных уровнях Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
соглашений между МПР России и федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
лицензионных условий и договоров на природопользование.
8. Информационная инфраструктура и модернизация программно-технических средств
программно-технических средств и Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды предполагает:
упорядочение системы сбора, учета, хранения и использования первичных материалов, формирование и развитие баз и банков данных с учетом действующих международных и российских нормативов и стандартов;
развитие системы фондов и центров научно-технической информации на основе современных информационных технологий;
разработку комплекса моделей для анализа и прогноза основных параметров состояния недр, лесов, водных объектов, растительного и животного мира и окружающей среды, развитие информационных систем государственного регулирования использования природных ресурсов;
формирование единых (совместимых) программно-технических средств, геоинформационных систем и технологий, специализированных комплексов обработки картографической информации;
программно-аппаратное и технологическое обеспечение информационных систем, входящих в структуру Единой информационно- аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, модернизацию средств информационно-вычислительной техники в УПР по РИ и ТФИпоРИ;
создание и обеспечение функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов Республики Ингушетии, разрабатываемой во взаимодействии с государственными службами МПР России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти Республики Ингушетия;
создание телекоммуникационной системы, основанной на использовании проводных и спутниковых каналов связи с применением современных высокоэффективных технологий обмена данными, создание локальных вычислительных сетей с выходом в Internet.
9. Финансирование Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды
Проектирование, создание и эксплуатацию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды финансируют МПР России, заинтересованные федеральные министерства и ведомства, Правительство Республики Ингушетии, предприятия, организации и институты, занимающиеся изучением и использованием природных ресурсов, за счет средств:
федерального бюджета;
местного бюджета;
внебюджетных фондов, создаваемых за счет платежей природопользователей и иных поступлений;
коммерческих и других негосударственных структур и природопользователей, а также российских и международных фондов, проектов, грантов и др.
Состав мероприятий, сроки их осуществления и объемы финансирования будут определяться программой работ по созданию и развитию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
10. Этапы создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды
На первом, этапе (2003 г.) осуществляется разработка концептуальных документов, нормативных правовых актов, инструкций, методик и регламентов, определяющих механизмы формирования и функционирования, в том числе:
концепция и положение о Единой информационно-аналитической системе природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия;
программа работ по созданию и развитию Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
проект решения Правительства РИ по вопросу создания и развития Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия;
создание Территориального фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды по Республике Ингушетия;
регламенты обмена природоресурсной и природоохранной информацией между министерствами, ведомствами, администрациями, недропользователями и др.;
разработка нормативной правовой базы функционирования Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по РИ.
На, втором этапе (2004 - 2010 гг,) достигается устойчивое функционирование и дальнейшее развитие Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, предусматривающее:
создание единого информационного пространства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на основе реализации проекта Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды;
многоуровневое и межведомственное информационное взаимодействие в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
11. Результаты внедрения Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды
Ожидаемым результатом создания и внедрения Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды является формирование единого информационного пространства по важнейшей составляющей национального богатства природным ресурсам и окружающей среде.
Внедрение Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды позволит обеспечить:
формирование единого информационного пространства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в рамках общей системы информационной поддержки принятия управленческих решений на государственном уровне;
улучшение качества и сокращение сроков подготовки и принятия решений УПР по РИ, иных республиканских органов исполнительной власти по вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
повышение эффективности использования природно-ресурсной информации за счет оптимизации процесса прохождения информации с первоисточника к потребителю и снижения затрат;
повышение оперативности и качества представления информации о ходе выполнения федеральных целевых программ в области природных ресурсов и охраны окружающей среды, эффективности их реализации;
осуществление персонифицированного учета природопользователей, включая данные об их хозяйственной деятельности и используемых природных объектах.
Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды даст возможность обеспечить оперативной и достоверной природно-ресурсной информацией следующие группы потребителей:
федеральные органы государственной власти Российской Федерации;
органы межрегионального управления (ЮФО);
органы государственной власти Республики Ингушетия;
природопользователи (предприятия, организации);
общественные организации, юридические и физические лица, заинтересованные в получении природно-ресурсной и экологической информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 августа 2003 г. N 293 "Об утверждении основных положений Концепции единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды по Республике Ингушетия"
Текст постановления опубликован в газете "Сердало" от 10 февраля 2005 г. N 12