В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа).
2. Просить Президента Республики Ингушетия внести указанный проект программы на утверждение в Народное Собрание Республики Ингушетия и назначить официальным представителем Правительства Республики Ингушетия при рассмотрении данного вопроса в Народном Собрании Республики Ингушетия Мургустова Магомета Салмановича - Министра образования Республики Ингушетия.
Председатель Правительства |
X. Дзейтов |
Республиканская целевая программа
"Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы"
Одобрена Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 4 мая 2008 г. N 94
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы"
Наименование Республиканская целевая программа
программы "Развитие системы образования Республики
Ингушетия на 2008 - 2012 годы".
Дата принятия Постановление Правительства Российской
решения о Федерации от 23.12.2005 г. N 803,
разработке программы Поручение Председателя Правительства
Республики Ингушетия от 08.05.2007 г.
N 25
Государственный Правительство Республики Ингушетия
заказчик программы
Основные Министерство образования Республики
разработчики программы Ингушетия;
Министерство экономики Республики
Ингушетия;
Ингушский государственный университет.
Цели и задачи Основная цель Программы - обеспечение
программы условий для удовлетворения потребностей
граждан, общества, рынка труда в
качественном образовании путем создания
новых механизмов регулирования в сфере
образования, обновления структуры и
содержания образования и практической
направленности образовательных программ,
формирование системы непрерывного
обучения, доступность и обязательность
образования.
Задачами Профаммы# являются:
- совершенствование содержания и
технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества
образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в
системе образования;
- совершенствование экономических
механизмов в сфере образования
сроки и этапы 2008 - 2012 годы
реализации программы
Перечень основных совершенствование контроля и управления
мероприятий качеством образования;
обеспечение обязательного, доступного и
непрерывного образования;
повышение статуса педагогических
работников.
улучшение их материального положения;
создание телекоммуникационной системы
удаленного доступа школ к образова-
тельным ресурсам;
- совершенствование форм медико-
социального сопровояздения# участников
образовательного пространства
Исполнители Министерство образования Республики
основных Ингушетия, Институт повышения
мероприятий квалификации работников образования
Республики Ингушетия, Органы исполни-
тельной власти Республики Ингушетия
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы
финансирования в ценах 2007 г. составляет: 2845,6 млн.
руб. в том числе:
- федеральный бюджет 2044,0 млн. руб.
- за счет средств бюджета РИ 801,6 млн.
руб.
Ожидаемые конечные Увеличение доли учащихся, получающих
результаты реализации образование с использованием информа-
программы ционных технологий;
- повышение качества образования на
основе обновления его структуры,
содержания и технологий обучения;
- проведение итоговой государственной
аттестации в виде ЕГЭ;
- увеличение доли учащихся, поступающих
в учебные заведения высшего
профессионального образования за счет
введения ЕГЭ.
Обеспечение выравнивание доступа к получению качественного образования за счет:
распространения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе профильного обучения
работа# над системой оценки качества образования и системой непрерывного профессионального образования
Внедрение в систему образования новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективность использования имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств. Повышение уровня обеспечения образовательных учреждений информационной техникой и современным учебным оборудованием. Система организации контроля за ходом исполнения программы Организация работы по выполнению Программы и контроль за её реализацией осуществляется Правительством Республики Ингушетия в установленном порядке.
I. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования, доступности и обязательность образования.
Для достижения данной цели Министерство образования Республики Ингушетия должно решать следующие задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- компьютеризация образовательных учреждений;
подключение образовател0ьных учреждений к сети Интернет и создание локальной вычислительной сети внутри образовательных учреждений;
поддержка талантливой молодежи.
II. Состояние и основные проблемы развития системы образования
в# ходе выполнения республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2004 - 2006 годы" реализованы мероприятия в области модернизации структуры и содержания общего образования, формировалась система оценки качества образования, развивалась материально-техническая база образовательных учреждений.
Благодаря мерам принятым в 2002 - 2007 годах, в рамках реализации федеральных и республиканской целевых программ, в сфере образования была создана база для решения новых задач направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии республики.
Республиканская целевая программа развития системы образования Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы должна обеспечить продолжение модернизации образования.
В настоящее время в Республике Ингушетия функционирует 116 общеобразовательных школ, 15 учреждений дополнительного образования детей и 29 дошкольных учреждений. Характеризуя сегодняшнее состояние системы образования, следует сказать, что она успешно развивается.
Республика Ингушетия с первых дней активно включилась в реализацию Приоритетного Национального Проекта "Образование", основные идеи которого уже ранее нашли своё отражение в государственной политике республики. Нацпроект "Образование" и есть модернизация образования. Главный позитив Нацпроекта заключается в том, что предложения и идеи по изменению образования начали реализовываться в республике на практике.
Не менее значимым является и участие наших школ во Всероссийском конкурсе "Лучшие школы России".
В 2006 году, участвуя в указанном конкурсе, гимназия N 1 г. Назрань вышла в тридцатку лучших российских школ и стала лауреатом, получив сертификат "Народная школа России".
В республике расширяется сеть образовательных учреждений, реализующих программы углубленного изучения отдельных предметов, гимназического и лицейского образования.
Проблема обучения и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья занимала и занимает одно из ведущих мест в работе Минобразования Республики Ингушетия. В рамках принятия мер по расширению доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию в 2003 году в республике открыта Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (для глухих детей) в ст. Орджоникидзевской, которая, однако, только частично решила проблему обучения больных детей.
В рамках Президентской программы "Дети России" по подпрограмме "Дети-сироты" завершено строительство детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ст. Орджоникидзевской, на 120 мест.
Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций в воспитании детей.
О позитивных изменениях в системе образования республики за последние годы свидетельствует участие наших детей и подростков во Всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиадах и различных форумах.
Ввиду того, что для социально-экономического развития молодая республика нуждается в квалифицированных кадрах, Министерством образования Республики Ингушетия ведется систематическая работа с Министерством образования и науки Российской Федерации по выделению ежегодно для выпускников школ целевых мест в вузах России. В этом вопросе очевидна динамика; за последние шесть лет количество целевых мест увеличилось более чем в 25 раз.
Министерством образования Республики Ингушетия пролицензированы общеобразовательные учреждения, а также учреждения начального и среднего профессионального образования. Впервые закончена аттестация и государственная аккредитация всех учреждений начального профессионального образования и более половины школ республики. Работу по данному направлению Минобразования Ингушетии планирует завершить в 2008 - 2009 годах.
В целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности среднего образования Республика Ингушетия приняла участие в эксперименте по ЕГЭ в 2007 г.
Состав государственной экзаменационной комиссии Республики Ингушетия по проведению единого государственного экзамена утверждается приказом руководителя Рособразования.
Эффективное развитие системы образования обеспечено решением следующих задач:
- обеспечение качества образования, ориентированного на профессиональную, творческую мобильность;
- расширение доступности, массовости образования, обеспечение гарантии равных шансов на получение образования;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся за счет разгрузки содержания общего образования, увеличения занятий физической культурой;
- организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- организация горячего питания учащихся начального звена в общеобразовательных учреждений#;
- приведение в соответствие с современными требованиями учебно-материальной базы;
- привлечение дополнительных средств в образование;
- повышение ответственности всех ветвей и уровней власти и должностных лиц за исполнение законодательства в области образования;
- осуществление постепенного перехода к профильной школе;
- оказание всемерной поддержки инновационной образовательной деятельности;
- дальнейшая реализация программы компьютеризации учреждений образования, постепенное включение их в информационные сети;
- разработка государственного образовательного стандарта по всем учебным дисциплинам регионального компонента;
- создание интеграционного комплекса "детский сад - школа - колледж - университет";
- создание системы непрерывного образования;
- повышение роли самообразования учителя, овладение им навыками, эффективными формами и методами повышения профессионализма;
- разработка системы мероприятий по повышению статуса педагогических работников, улучшению их материального положения;
- совестно с профсоюзом работников образования проведение мероприятий по улучшению условий жизни работников образовательных учреждений, учащихся.
Развитие системы дошкольного образования
Сегодня в республике только 4656 детей посещают функционирующие дошкольные образовательные учреждения, а более 36980 детей нуждаются в них. Все учреждения дошкольного образования работают с большой перегрузкой.
За счет республиканских средств за период с 2002 по 2007 год построены и реконструированы дошкольные образовательные учреждения на 940 мест.
В то же время помещения, в которых расположены некоторые детские сады, практически непригодны для эксплуатации, требуют срочного капитального ремонта.
По-прежнему актуально создание условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода, поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в образовательных учреждениях различных типов и видов, содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
В связи с острой востребованностью дошкольных образовательных услуг, которые являются важным звеном в системе непрерывного образования, требуется в ближайшие годы обязательное строительство дошкольных учреждений и рациональное использование имеющихся площадей.
Общее среднее образование
Развитие материально-технической базы системы образования, учебно-методическое и информационное обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений - основные задачи реализации Программы.
Материально-техническая база - необходимое условие функционирования системы образования и всех её звеньев.
С 2002 по 2007 год в республике в основном за счет внутренних источников построено и реконструировано 17 общеобразовательных школ на 4627 ученических места#.
В 2006 г. завершено строительство школы на 540 мест в с. Зязиков-Юрт, а также полная реконструкция школы N 5 в с. Новый-Редант, в 2007 году завершено строительство школы с музыкальным блоком на 704 ученических места в г. Карабулак и школы на 320 ученических мест в с. Барсуки.
Но вместе с тем в республике не хватает общеобразовательных школ, интернатов и коррекционных образовательных учреждений.
40,7 процентов школ республики занимается в 2 - 3 смены. Дефицит посадочных мест составляет свыше 39866 (54 %). Недостаток средств не позволяет решить в полном объеме вопросы расширения и обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений. 30 % школьных зданий из-за физического износа находятся в неудовлетворительном состоянии, 20 % из них требует срочного капитального ремонта. Требует дальнейшего совершенствования материально-техническое обеспечение образовательных учреждений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.
Раздел программы выдвигает в качестве важнейших целей:
- строительство новых объектов образования;
- реконструкция зданий образовательных учреждений;
- капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений;
- осуществление постепенного перехода на обучение детей в одну смену;
- создание телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к образовательным ресурсам и доукомплектование школ республики компьютерной техникой.
С целью укрепления учебно-материальной базы образовательных учреждений Министерством образования Республики Ингушетия используются Федеральные целевые программы, в той или иной степени связанные с модернизацией, а также предыдущую республиканскую целевую программу# по развитию образования. За последние пять лет для компьютеризации городских, поселковых, сельских школ и управлений образованием республикой получено свыше 450 единиц компьютерного оборудования на общую сумму более 15,0 млн. руб. из ФБ. Также на развитие единой информационной среды общеобразовательных учреждений за последние годы из РБ выделено порядка 6,0 млн. руб.
Реализация направления Нацпроекта "Внедрение современных образовательных технологий" дало возможность подключения к сети Интернет школ республики. В 2006 г. подключено к Интернету 35 школ, а в 2007 г. - 76 школ.
За последние годы происходит стабильное развитие структуры методической службы в Республике Ингушетия. Наращивается её деятельность: подготовлены и внедряются в практику работы программно-методические комплексы по отдельным направлениям (по использованию культурно-исторического наследия Ингушетии, физическому воспитанию, различными ступенями обучения в системе непрерывного образования, здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе и др.); разрабатываются и внедряются в практику методические рекомендации по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса учреждений образования.
Вместе с тем следует признать, что педагогические кадры и методические службы республшси# недостаточно подготовлены к решению проблем обновления содержания образования и исполиованию# современных информационных технологий в учебной деятельности.
В связи с этим развитие организационно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений республики должно бьпъ# направлено на совершенствование программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Ключевую роль в развитии образования республики играют проблемы повышения качества образования и его доступности.
В течение последних лет проводится работа по внедрению предпрофильного и профильного обучения в старшем звене средней школы.
К основным задачам повышения качества образования можно отнести продолжение работы:
- по обеспечению обязательного и доступного образования в республике;
- по совершенствованию контроля и управления качеством образования;
- по повышению роли дополнительного образования обучающихся;
- по переходу на профильное обучение старшеклассников;
- по совершенствованию форм медико-социального сопровождения участников образовательного пространства;
- по повышению роли семьи в воспитании и обучении детей и подростков;
- по совершенствованию государственных, общественных форм управления образованием.
Министерством образования Республики Ингушетия создаются условия для развития и поддержки работы с одаренными детьми, социальная поддержка одаренных детей.
Образовательное пространство республики предоставляет школьникам возможность проявления и развития своих способностей в различных видах творческой деятельности.
Одним из основных направлений работы с одаренными школьниками являются предметные олимпиады, конкурсы, конференции. Если в 2001 году в республиканской олимпиаде принимало участие 264 школьника из 39 образовательных учреждений и призерами были 72 школьника, то в 2007 г. число участников стало 852 из 74 школ и призёров - 281 человек.
Для творчески одаренных детей проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы. Предоставлена возможность заниматься исследовательской деятельностью. Только в 2007 г. школьники из Ингушетии в количестве 500 человек приняли участие в 21 международных# и всероссийских конкурсах, форумах, научно-практических конференциях#: из них 293 ученика заняли призовые места.
В данном направлении необходимо решение в более полном объеме следующих задач:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи, в том числе детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей;
развитие и поддержка сети учреждений и организаций, работающих с одаренными детьми и молодежью;
подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
создание условий и обработка моделей для организации внешкольного общения одаренных детей по различным направлениям;
формирование ресурсов по поддержке одаренных детей и талантливых педагогов, работающих с ними;
обеспечение участия одаренных детей в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах.
Перспективы развития профессионального образования
В системе профессионального образования в Республике Ингушетия функционирует 13 учреждений, из них:
учреждений начального профессионального образования - 4
учреждений среднего профессионального образования - 4
учреждений высшего профессионального образования - 5
Обучение в учреждениях начального профессионального образования ведется по 23 рабочим профессиям. В профессиональных училищах Республики Ингушетия учащиеся получают специальности, востребованные на местном рынке труда. Подготовка специалистов начального профессионального образования в республике с 2004 года увеличилось на 40 %.
Все учреждения начального профессионального образования расположены в приспособленных помещениях.
С 2003 года ПУ N 1 имеет статус "Экспериментальной площадки". Это обстоятельство позволило начать в 2005 году крупное строительство нового учебного комплекса, училища состоящего из трех корпусов: учебного, учебно-бытового и мастерских.
Для развития системы профобразования в учреждениях НПО создана хорошая учебно-материальная база для обучения и воспитания высококвалифицированных кадров.
В учреждениях НПО имеются мастерские для сварщиков, столярные цеха, кондитерские и мастерские для швейников, компьютерные кабинеты, автодром, автоклассы, автобусы, трактора и другие механизмы, которые используются для стабильной работы коллектива и обучения учащихся.
Для усилений связи с работодателями республики часть учреждений НПО и СПО стали членами торгово-промышленной палаты Республики Ингушетия.
Дяя практического обучения студентов учреждениями профобразования Ингушетии заключаются договора с предприятиями республики. Взаимные договорные отношения между учреждениями профессионального образования и работодателями будут непременно способствовать развитию системы профобразования и удовлетворению рынка труда квалифицированными кадрами в соответствии с потребностями экономики региона.
В сфере среднего профессионального образования в республике ведется подготовка по 17 специальностям, общая численность студентов составляет более 2,0 тыс. человек.
Учреждения СПО готовит# специалистов по педагогическим, экономическим, юридическим, агропромышленным, медицинским направлениям, а также в области культуры.
На базе Гуманитарно-технического колледжа складывается определенная система непрерывного образования. Продолжение образования в высших учебных заведениях осуществляется по ускоренной программе с третьего курса на основе договоренности с вузами Северного Кавказа.
Одной из важнейших функций колледжа является реализация региональной политики в области образования. Колледж оказывает образовательные услуги в области подготовки и повышения квалификации по 5 - 6 программам, ориентированным на решение проблемы нехватки специалистов высококвалифицированных специалистов и необходимости переподготовки кадров.
Сегодня колледж располагает хорошей учебно-методической базой.
Квалифицированных специалистов для Республики Ингушетия готовят в вузах Российской Федерации и Ингушском государственном университете, который осуществляет образовательную деятельность с 1994 г., а также в ряде филиалов государственных и негосударственных образовательных учреждений. Сегодня Ингушский государственный университет является ведущим центром республики, в нем на десяти факультетах уже обучается около 7 тыс. студентов. Университет в настоящее время готовит специалистов по 23 специальностям и направлениям, а также по пяти направлениям дополнительного образования, располагает аудиторным фондом в 25 тысяч кв. м., двумя стадионами, спортивными залами, оснащён современным учебным оборудованием и литературой. Имеются компьютерные классы, подключенные к сети Интернет. Имеется своя типография.
На стадии завершения строительство# общежития для студентов ИнгГУ на 310 мест, продолжается строительство учебного корпуса для экономического факультета общей площадью около 6 тыс. кв. м.
В ближайшее время университет планирует строительство нового учебного административного корпуса в г. Магас общей площадью 25 тыс. кв. м.
В Ингушском государственном университете функционирует факультет повышения квалификации педагогических работников и подготовительное отделение для абитуриентов.
При Ингушском государственном университете с 2006 года открыт и успешно функционирует центр содействия в трудоустройстве и адаптации к рынку труда выпускников университета.
Данный центр организует работу по изучению и систематизации данных о потребности рынка труда в молодых специалистах по профильным специальностям вуза. На сегодняшний день центр располагает банком вакансий по различным специальностям как внутри региона, так и по России.
Студенты Ингушского государственного университета обеспечены в полной мере учебной, учебно-методической и художественной литературой.
Учебно-методическая и научная литература публикуется в типографии университета. Проблема квалифицированных кадров в университете успешно решается через систему послевузовского образования.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре ИнгГУ.
в негосударственных# учреждениях высшего профессионального образования, функционирующих на территории, осуществляется образовательная деятельность по следующим специальностям и направлениям: юриспруденция, экономика, менеджмент, психология, информатика и вычислительная техника и т.д.
Для успешного осуществления учебного процесса в учреждениях высшего профессионального образования необходимо:
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений;
строительство, ремонт зданий и сооружений учреждений высшего образования;
создание современной инфраструктуры для организации быта студентов;
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов для студентов;
обеспечение всех кафедр вузов доступом в Интернет; создание в вузах банка данных электронных учебников; обеспечение вузов электронными версиями курсов лекций по основным вузовским дисциплинам
Социальные гарантии государства обучающимся
Существенно влияет на качество обучения состояние здоровья детей, решение проблем по их социальной защите. К большому сожалению, высока заболеваемость у школьников. Увеличивается из года в год количество детей с нарушением зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, нервно-психической системы. До сих пор остается проблема ежегодного осмотра всех детей узкими специалистами, постановка на диспансерный учет и лечение детей с хроническими заболеваниями.
Для решения в целом вопросов охраны здоровья детей необходима постоянная и длительная совместная работа Министерства образования Республики Ингушетия, Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия, муниципальных органов управления. Социальные проблемы образования остаются очень острыми и по ряду позиций продолжают обостряться.
В связи с этим организация в общеобразовательных школах питания имеет существенное значение для здоровья детей.
В настоящее время, по данным статистики, свыше 600 детей школьного возраста в Республике Ингушетия нуждаются в специализированной коррекционно-педагогической и психологической помощи специалистов.
В республике только одно специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открытие в республике школы-интерната для детей с физическими недостатками способствовало бы не только существенной экономии средств, но главное, дало бы возможность более частого общения детей-инвалидов со своими родителями, что является важным стимулом для обучения и укрепления здоровья больных детей, а также возможностью охватить обучением всех детей с отклонениями в развитии.
Приоритетной формой устройства детей, нуждающихся в защите государства, была и остается в республике передача детей в семью под опеку (попечительство) и на усыновление.
Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целенаправленно развивают образовательную среду для воспитанников, стараясь обеспечить высокий уровень самостоятельности при решении жизненно важных проблем, способных ориентироваться в сложных явлениях современности, и открытие такого типа образовательного учреждения крайне для нас важно.
Воспитание и дополнительное образование детей
Воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, заинтересованных ведомств и учреждений, такого образования, которое даст им возможность правильного выбора своего жизненного пути.
Для соблюдения государственных гарантий по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждены законы Республики Ингушетия "О мерах государственной помощи детям из малоимущих семей на образование", "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Здоровье детей значительно определяется уровнем физического воспитания. Поэтому перед Минобразованием и органами местного самоуправления стоит задача по оснащению общеобразовательных учреждений республики спортивным оборудованием и инвентарем.
Большое значение имеет духовно-нравственное воспитание молодежи на основе культурно-исторического наследия ингушского народа.
Повышению качества образования, привитию интереса к учебе, к наукам способствуют учреждения дополнительного образования.
Организация занимательного досуга детей и подростков во внеурочное и каникулярное время, раскрытие их творческого потенциала являются одними из основных задач учреждений дополнительного образования.
Мощность и условия работы учреждений дополнительного образования Республики Ингушетия не соответствует# стандартам образовательных учреждений.
Общая численность учащихся в учреждениях дополнительного образования составляет свыше 19 процентов от общего количества обучающихся в школах республики, большинство из которых - сироты, дети из неполных и малообеспеченных семей, а также дети и подростки, имеющие природные# дарование.
Сегодня эти воспитанники хотят заниматься соответственно своему возрасту и интеллекту созидательным трудом и исследовательской деятельностью.
Отсутствие учебной, материальной-технической базы отрицательно сказывается на дополнительном образовании этих детей.
III. Обеспечение системы образования кадрами и их социальная поддержка
Дальнейшее совершенствование образования в Ингушетии в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогического корпуса, от качества подготовки педагогов.
В области кадровой политики стоит задача качественного обновления концепции подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров, повышение уровня требований к личности педагогов; закрепления молодых специалистов в государственных образовательных учреждениях.
Система мер по совершенствованию кадрового обеспечения образовательных учреждений республики должна предусматривать:
- формирование у обучающихся устойчивой мотивации на педагогическую профессию;
- развитие системы целевой подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием;
- совершенствование профессионального уровня руководителей и педагогов образовательных учреждений в области информационных технологий, менеджмента в образовании;
- предотвращение оттока педагогических и иных работников образовательных учреждений из системы образования путём совершенствования системы государственных гарантий;
- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников образовательных и других организаций системы образования;
- соблюдение правовой основы трудовых отношений в системе образования;
- охрана здоровья педагогических работников.
IV. Pecуpснoe обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляются# за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Общий объем финансирования мероприятий программы в 2008 - 2012 гг. составляет 2845,6 млн. руб., в том числе из ФБ - 2044,0 млн. руб., РБ - 801,6 млн. руб.
Из них по годам реализации Программы:
млн, DV6й | |||||
Источники финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего, в том числе: |
371,2 |
608,6 |
740,3 |
503,1 |
622,4 |
федеральный бюджет |
2]5,2# |
375,3 |
558,9 |
375,0 |
519,6 |
республиканский бюджет |
156,0 |
233,3 |
181,4 |
128,1 |
102,8 |
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Правительство Республики Ингушетия.
Исполнителями Программы являются: Министерство образования Республики Ингушетия, Институт повышения квалификации работников образования Республики Ингушетия, Органы исполнительной власти Республики Ингушетия.
Реализация Программы осуществляется на основе системы программных мероприятий. Механизм реализации Программы включает участие в приоритетном национальном проекте "Образование", участие в конкурсах по отбору субъектов РФ на поставку оборудования в общеобразовательные учреждения республики в рамках Федеральных целевых программ, расширение возможностей дополнительного образования детей, работу по включению объектов образования в Федеральную адресную инвестиционную программу.
Реализация программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Республиканские Министерства и ведомства участвуют в реализации программы в пределах своей компетентности и полномочий.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Республики Ингушетия.
Отчет о выполнении мероприятий Программы ежегодно представляется в Министерство экономики Республики Ингушетия.
VII. Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация программных мероприятий к концу 2012 г. позволит: увеличить долю учащихся, получивших образование с использованием информационных технологий;
- повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения;
- проведение итоговой государственной аттестации в виде ЕГЭ по всем предметам;
- увеличить долю учащихся, поступающих в учебные заведения высшего профессионального образования за счет введения ЕГЭ;
- внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективность использования имеюишхся# ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств;
- повысить уровень обеспечения образовательных учреждений информационной техникой последнего поколения и современным учебным оборудованием.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие системы образования
Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы"
Система мероприятий по реализации Программы развития образования
N п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
1. |
Совершенствование контроля и управления качеством образования |
постоянно |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, Управления образованием# РИ, руководители образовательных учреждений |
2. |
Реализация мер по улучшению условий оздоровления и отдыха детей школьного возраста, а также работников образования и членов их семей |
постоянно |
Министерство образования РИ, Министерство труда и социального развития РИ, Управление регионального отделения социального страхования РФ и РИ |
3. |
Лицензирование дошкольных образовательных учреждений |
2008 - 2010 гг. |
Министерттво# образования РИ, органы местного самоуправления |
4. |
Развитие системы целевой подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием |
2008 - 2012 гг. |
Министерство образования РИ, ИнгГУ, ИПК РО РИ |
5. |
Обеспечение образовательных учреждений информационной техникой |
2008 - 2012 гг. |
правительство# РИ, Министерство образования РИ, органы местного самоуправления |
6. |
Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи, в том числе детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей |
2008 - 2012 гг. |
Министерство образования РИ Правительство РИ |
7. |
Реализация 1Ш1Ю# по направлению "Повышение уровня воспитательной работы в школе" |
2008 г. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ |
8. |
Реализация ПНПО по направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" |
2008 г. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ |
9. |
Реализация ПНПО по направлению "Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы" |
2008 г. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ |
10. |
Обеспечение реализации Закона Республики Ингушетия "Об образовании", нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Ингушетия в образовательных учреждениях |
2008 - 2012 гг. |
Министерство образования РИ, УО, руководители образовательных учреждений |
11. |
Дальнейшие развитие государственных, общественных форм управления образовательным процессом |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
12. |
Создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
13. |
Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
14. |
Расширение возможностей дополнительного образования детей |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
15. |
Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
16. |
Развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
17. |
Проведение единого государственного экзамена |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
18. |
Внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики |
2009 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
19. |
Внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
20. |
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
21. |
Совершенстювание# системы управления образованием на основе эффективного использования внфо1N1ацаоыно# коммуникационных технологий в рамках единого образовательного арюс1"ранства# |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные |
22. |
Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
23. |
Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) |
2008 - 2012 гг. |
Правительство РИ, Министерство образования РИ, образовательные учреждения |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие системы образования
Республики Ингушетия на 2007 - 2012 гг."
Потребность в финансовых ресурсах и источники финансирования по реализации Программы
N проекта |
Наименование мероприятия |
Период реализации |
Финансовые средства всего |
в том числе |
|
|
|
|
|
средства федерального бюджета |
средства республиканского бюджета |
|
|
Всего |
2845,6 |
2044,0 |
801,6 |
|
|
2008 |
371,2 |
215,2 |
156,0 |
|
|
2009 |
608,6 |
375,3 |
233,3 |
|
|
2010 |
740,3 |
558,9 |
181,4 |
|
|
2011 |
503,1 |
375,0 |
128,1 |
|
|
2012 |
622,4 |
519,6 |
102,8 |
1 |
Строительство школы на 540 мест в с. Аки-Юрт |
всего |
74,8 |
52,4 |
22,4 |
|
|
2008 |
74,8 |
52,4 |
22,4 |
|
|
2009 |
|
|
|
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
2 |
Строительство школы на 540 мест в с. Алхасты |
всего |
1133 |
793 |
34,0 |
|
|
2008 |
55,0 |
38,5 |
16,5 |
|
|
2009 |
58,3 |
40,8 |
17,5 |
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
20U# |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
3 |
Строительство школы на 540 мест в с. В-Ачалуки |
всего |
159,0 |
129,0 |
30,0 |
|
|
2008 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2009 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2010 |
75,0 |
69,0 |
6,0 |
|
|
2011 |
72,0 |
60,0 |
12,0 |
|
|
2012 |
|
|
|
4 |
Строительство школы на 540 мест в с. Экажево |
всего |
154,0 |
124,0 |
30,0 |
|
|
2008 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2009 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2010 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2011 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2012 |
130,0 |
124,0 |
6,0 |
5 |
Строительство школы на 540 мест в с. Долаково |
всего |
154,0 |
124,0 |
30,0 |
|
|
2008 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2009 |
6,0 |
|
6,0 |
|
|
2010 |
40,0 |
34,0 |
6,0 |
|
|
2011 |
36,0 |
30,0 |
6,0 |
|
|
2012 |
66,0 |
60,0 |
6,0 |
6 |
всего |
187,0 |
157,0 |
30,0 |
|
|
|
2008 |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
2009 |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
2010 |
45,0 |
40,0 |
5,0 |
|
|
2011 |
32,0 |
27,0 |
5,0 |
|
|
2012 |
90,0 |
90,0 |
|
7 |
Строительство школы на 540 мест в с. Нижние-Ачалуки |
всего |
139Д# |
87,0 |
52,2 |
|
|
2008 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2009 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2010 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2011 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
|
|
2012 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
8 |
Строительство школы на 200 мест в с. Гули |
всего |
114,9 |
73,5 |
41,4 |
|
|
2008 |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
2009 |
52,4 |
36,7 |
15,7 |
|
|
2010 |
52,5 |
36,8 |
15,7 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
9 |
Строительство школы на 704 мест# в г. Магас |
всего |
197,0 |
157,0 |
40,0 |
|
|
2008 |
|
|
|
|
|
2009 |
67,0 |
47,0 |
20,0 |
|
|
2010 |
130,0 |
110,0 |
20,0 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
10 |
Строительство школы на 704 места в ст. Орджоникидзевской |
всего |
197,0 |
157,0 |
40,0 |
|
|
2008 |
|
|
|
|
|
2009 |
|
|
|
|
|
2010 |
57,0 |
47,0 |
10,0 |
|
|
2011 |
50,0 |
40,0 |
10,0 |
|
|
2012 |
90,0 |
70,0 |
20.0 |
И# |
Строительство школы на 704 места в г. Малгобек |
всего |
197,0 |
134,4 |
62,6 |
|
|
2008 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2009 |
64,0 |
44,8 |
19,2 |
|
|
2010 |
64,0 |
44,8 |
19,2 |
|
|
2011 |
64,0 |
44,8 |
19,2 |
|
|
2012 |
|
|
|
12 |
Реконструкция школы N 2 под школу-гимназию на 420 мест в ст. Орджоникидзевской |
всего |
72,9 |
46,2 |
26,7 |
|
|
2008 |
7,0 |
|
7,0 |
|
|
2009 |
33,0 |
23,1 |
9.9 |
|
|
2010 |
32,9 |
23,1 |
9,8 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
13 |
Строительство школы на 540 мест в с. Н-Редант |
всего |
139,2 |
87,0 |
52Д# |
|
|
2008 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2009 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2010 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2011 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
|
|
2012 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
14 |
Строительство школы на 540 мест в с. Яндаре |
всего |
139,2 |
87,0 |
52,2 |
|
|
2008 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2009 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2010 |
5,0 |
|
5,0 |
|
|
2011 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
|
|
2012 |
62,1 |
43,5 |
18,6 |
15 |
Строительство детского сада на 50 мест в 1-ом микрорайоне г. Магас |
всего |
36,5 |
0,0 |
36,5 |
|
|
2008 |
4,5 |
|
4,5 |
|
|
2009 |
32,0 |
|
32,0 |
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
16 |
Реконструкция детского сада на 120 мест, г. Карабулак |
всего |
35,3 |
24,7 |
10,6 |
|
|
2008 |
35,3 |
24,7 |
10,6 |
|
|
2009 |
|
|
|
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
17 |
Реконструкция частного домовладения под детский сад в ст. Орджоникидзевской |
всего |
34,1 |
23,9 |
1оа# |
|
|
2008 |
34,1 |
23,9 |
10,2 |
|
|
2009 |
|
|
|
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
18 |
Реконструкция детского сада на 140 мест в с. Пседах |
всего |
353 |
24,7 |
10,6 |
|
|
2008 |
10,0 |
7,0 |
3,0 |
|
|
2009 |
25,3 |
17,7 |
7.6 |
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
19 |
Строительство детского сада на 120 мест.с. Сурхахи |
всего |
60,6 |
41,0 |
19,6 |
|
|
2008 |
2,0 |
|
2,0 |
|
|
2009 |
29,3 |
20,5 |
8,8 |
|
|
2010 |
29,3 |
20,5 |
8,8 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
20 |
Строительство детского сада на 220 мест, г. Малгобек |
всего |
94,5 |
64,0 |
30,5 |
|
|
2008 |
3,0 |
|
3,0 |
|
|
2009 |
45,8 |
32,0 |
13,8 |
|
|
2010 |
45,7 |
32,0 |
13,7 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
21 |
Строительство детского сада на 120 мест, с. Верхние Ачалуки |
всего |
60,6 |
41,0 |
19,6 |
|
|
2008 |
2,0 |
|
2,0 |
|
|
2009 |
29,3 |
20,5 |
8,8 |
|
|
2010 |
29,3 |
20,5 |
8,8 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
22 |
Строительство профессионального училища N 1 на 360 мест в г. Назрань |
всего |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
|
|
2008 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
2009 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
23 |
Реконструкция учебного корпуса (вторая очередь) ИнГУ в г. Назрань |
всего |
17,0 |
17,0 |
0,0 |
|
|
2008 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
2009 |
7,0 |
7,0 |
|
|
|
2010 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
24 |
Строительство коррекционной школы-интернат# на 450 мест в с. Н-Ачалуки (2009 - 2012 гг., всего 266,0 млн. руб. в ценах 2007 г.) |
всего |
14,0 |
14,0 |
0,0 |
|
|
2008 |
|
|
|
|
|
2009 |
9,0 |
9,0 |
|
|
|
2010 |
5,0 |
5,0 |
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
25 |
Строительство спортивного зала и общежития на 150 мест для школы-интернат# N 4 в г. Малгобек |
всего |
98,7 |
69,0 |
29,7 |
|
|
2008 |
11,5 |
8,0 |
3,5 |
|
|
2009 |
43,6 |
30,5 |
13,1 |
|
|
2010 |
43,6 |
30,5 |
13,1 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
26 |
Строительство спортзала и металлической ограды для Ингушского медацинского# колледжа |
всего |
21,6 |
0,0 |
21,6 |
|
|
2008 |
|
|
|
|
|
2009 |
10,6 |
|
10,6 |
|
|
2010 |
11,0 |
|
11,0 |
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
27 |
Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием |
всего |
164,9 |
154,6 |
юз# |
|
|
2008 |
32,0 |
30,0 |
2,0 |
|
|
2009 |
32,0 |
30,0 |
2,0 |
|
|
2010 |
32,0 |
30,0 |
2,0 |
|
|
2011 |
33,6 |
31,5 |
2,1 |
|
|
2012 |
35,3 |
33,1 |
2,2 |
28 |
Приобретение школьных автобусов |
всего |
60,6 |
553 |
53 |
|
|
2008 |
11,7 |
10,7 |
1,0 |
|
|
2009 |
11,7 |
10,7 |
1,0 |
|
|
2010 |
11,7 |
10,7 |
1,0 |
|
|
2011 |
12,3 |
11,2 |
1,1 |
|
|
2012 |
13,2 |
12,0 |
1,2 |
29 |
Развитие русского языка |
всего |
2,8 |
0,0 |
2,8 |
|
|
2008 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2009 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2010 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2011 |
0,6 |
|
0,6 |
|
|
2012 |
0,7 |
|
0,7 |
30 |
Развитие ингушского языка |
всего |
21,6 |
0,0 |
21,6 |
|
|
2008 |
4,2 |
|
4,2 |
|
|
2009 |
4,2 |
|
4,2 |
|
|
2010 |
4,2 |
|
4.2 |
|
|
2011 |
4,4 |
|
4,4 |
|
|
2012 |
4,6 |
|
4,6 |
31 |
Одаренные дети |
всего |
5.3 |
0,0 |
5,3 |
|
|
2008 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2009 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2010 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2011 |
1,1 |
|
1,1 |
|
|
2012 |
1,2 |
|
1,2 |
32 |
Безопасность образовательного учреждения |
всего |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
|
|
2008 |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
2009 |
|
|
|
|
|
2010 |
|
|
|
|
|
2011 |
|
|
|
|
|
2012 |
|
|
|
33 |
Повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров |
всего |
2,8 |
0,0 |
2,8 |
|
|
2008 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2009 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2010 |
0,5 |
|
0,5 |
|
|
2011 |
0,6 |
|
0,6 |
|
|
2012 |
0,7 |
|
0,7 |
34 |
Развитие системы обеспечения качества образования |
всего |
0,5 |
0,0 |
0,5 |
|
|
2008 |
0,1 |
|
0,1 |
|
|
2009 |
0,1 |
|
ОД# |
|
|
2010 |
0,1 |
|
0,1 |
|
|
2011 |
0,1 |
|
0,1 |
|
|
2012 |
0,1 |
|
0,1 |
35 |
Пополнение библиотечного фонда общеобразовательных учреждений |
всего |
15,4 |
0,0 |
15,4 |
|
|
2008 |
3,0 |
|
3,0 |
|
|
2009 |
3,0 |
|
3,0 |
|
|
2010 |
3,0 |
|
3,0 |
|
|
2011 |
3,1 |
|
3,1 |
|
|
2012 |
3,3 |
|
3,3 |
36 |
Реализация мероприятий по проведению единого государственного экзамена |
всего |
5,0 |
0,0 |
5,0 |
|
|
2008 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2009 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2010 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2011 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
2012 |
1,0 |
|
1,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 мая 2008 г. N 94 "О проекте республиканской целевой программы "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008 - 2012 годы"
Текст постановления официально опубликован не был