Распоряжение Правительства Республики Ингушетия
от 26 февраля 2013 г. N 128-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения" (далее - план).
2. Министерству здравоохранения Республики Ингушетия совместно с Министерством труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия обеспечить организацию плана.
3. Министерству финансов Республики Ингушетия обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения.
Председатель Правительства Республики Ингушетия |
М. Чилиев |
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Ингушетия"
(утв. Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 26 февраля 2013 г. N 128-р)
I. Общее описание "дорожной карты"
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Ингушетия" (далее - "Дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Ингушетия самая молодая республика в составе Российской Федерации, образованная 4 июня 1992 года, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Республика расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказского хребта, в центральной его части. Республика Ингушетия граничит с РСО-Алания, Чеченской Республикой, Кабардино-Балкарской Республикой, с Республикой Грузия. Территория республики 3,6 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг 144 км, с запада на восток 72 км. Климат континентальный. Средняя температура июля +21 градус, средняя температура января - 5 градусов по Цельсию.
Столица Республики Ингушетия - город Магас.
В республике насчитывается 4 района, 4 города республиканского подчинения.
Численность населения на 01.01.2012 г., по данным Госкомстата Российской Федерации составляет 430 495 человек, на начало 2013 года - 443,2 тыс. человек. Удельный вес городского населения составляет 41,5%, сельского - 58,5%. По плотности населения Республика Ингушетия относится к группе территорий с высокой плотностью. Плотность населения на 01.01.2012 г. составляет 119,2 чел. на 1 кв. км.
Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью, но высокой младенческой и детской смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни. Средний возраст населения 28,7 года (самое молодое население в стране). Трудовые ресурсы составляют более 270,8 тысяч человек. Из них экономически-активное население - 155,0 тыс. человек. Детское население от 0 до 17 лет составляет около - 150,271 человек, т.е. 34,8% от всего населения.(1,5 раза выше среднефедерального показателя). Женское население - 249,2 тыс. человек, из них фертильного возраста - 137,4 тыс. Женское население по численности преобладает над мужским, соответственно: 56,2% - женщин, а мужчин - 43,8%. Разница существенна - 12,4%, что в 1,7 раза превышает среднефедеральный показатель (по РФ - 7,4%).
В развитие здравоохранения республики существенный вклад внесла программа модернизации здравоохранения Республики Ингушетия на 2011-2012 годы (далее - Программа модернизации). Несмотря на проведенные мероприятия по реализации программы модернизации, в республике на сегодня недостаточно эффективно реализованы мероприятия по построению модели трехуровневой системы оказания медицинской помощи, в связи с тем, что в Республике Ингушетия существует острый дефицит рабочих площадей для размещения лечебных учреждений стационарного и амбулаторного профиля и коечного фонда, как для взрослого, так и детского населения.
Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Ингушетия будут осуществляться на основе формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи, где не менее 40-45% от общего объема медицинской помощи будет оказываться в "шаговой доступности" от места жительства - сельских амбулаториях, ФАПах, поликлиниках, районных стационарах.
Медицинские учреждения 1 уровня - это учреждения обеспечивающие население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью. В рамках данного уровня медицинская помощь осуществляется центральными районными больницами и их структурными подразделениями, поликлиниками. По состоянию на 01.01.2013 медицинские организации 1 уровня представлены 2 фельдшерскими здравпунктами, 2 ФП, 18 ФАП, 21 врачебных амбулаторий, 3 участковые больницы, Сунженская районная больница N 2 (СРБ N 2), Малгобекская районная больница N 2 (МРБ N 2), Республиканская поликлиника, Республиканская детская поликлиника, Республиканская стоматологическая поликлиника.
Для приведения в соответствие рекомендуемой модели 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи в Республике Ингушетия, планируется построить: 11 ФАПов, 13 сельских врачебных амбулаторий.
2 уровень - межрайонный, для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме. Медицинские организации 2 уровня включают: Ингушская Республиканская клиническая больница, Центр охраны материнства и детства, Республиканский противотуберкулезный диспансер, Республиканский кардиологический диспансер, Республиканский онкологический диспансер, Республиканский психоневрологический диспансер, Республиканский кожно-венерологический диспансер, Республиканский эндокринологический диспансер, Малгобекская центральная районная больница N 1, Сунженская центральная районная больница N 2.
Дополнительно к существующим медицинским учреждениям планируется создание 2-х межмуниципальных центров в с./п. Галашки и с./п. Нижние Ачалуки, которые будут оснащены современным лечебно-диагностическим оборудованием, где планируется сконцентрировать высококвалифицированные кадровые ресурсы.
3 уровень - региональный, для оказания плановой специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Медицинских учреждений 3 уровня на сегодняшний день в республике нет.
В связи с чем, для приведения в соответствие 3-х уровневой системы организации здравоохранения РИ, планируется строительство и оснащение современным медицинским оборудованием Ингушской республиканской многопрофильной клинической больницы на 300 коек в г. Магас, на базе которой будет оказываться плановая специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
В соответствии с приказами МЗ и СР РФ от 06.07.2009 N 389н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", от 19.08.2009 N 599н "Об утверждении порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля", в 2013 году в Республике Ингушетия открываются Региональный сосудистый центр на базе ГБУЗ " Ингушская Республиканская клиническая больница" и первичные сосудистые отделения на базе ГБУЗ "Малгобекская центральная районная больница N 1" и "Сунженская центральная районная больница N 1".
Открытие первичных сосудистых отделений позволит повысить доступность высококвалифицированной медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2 первичных сосудистых отделениях в круглосуточном режиме будет организована работа клинико-диагностической лаборатории, отделения функциональной диагностики, отделения рентгенологии. При наличии показаний для проведения высокотехнологичных манипуляций будет осуществляться перевод пациента в региональный сосудистый центр, осуществляющий свою деятельность на базе ГБУЗ " Ингушская республиканская клиническая больница".
Обучение кадров сосудистых центров планируется провести на базах ведущих научных и учебных заведений федерального уровня.
Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных задач здравоохранения, в соответствии с которой получило развитие принципиально новое направление деятельности - смена приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. Из-за высокой медико-социальной значимости хронических неинфекционных заболеваний государственная политика в сфере здравоохранения направлена в первую очередь на профилактику указанных заболеваний.
В настоящее время на территории Республики Ингушетия, среди прочих, начиная с 2013 года реализуются:
Республиканская целевая программа "Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний".
Республиканская целевая программа "Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями на 2012-2013 годы"
В рамках реализации указанных республиканских целевых программ на территории региона будут достигнуты определенные положительные результаты - улучшится выявляемость заболеваний на ранних стадиях развития, снизится заболеваемость сосудистыми заболеваниями головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт).
Несмотря на позитивные изменения, заболеваемость и смертность от хронических неинфекционных заболеваний в республике остается высокой, что свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы по их первичной профилактике и раннему выявлению. Экономические потери, связанные с данной группой заболеваний составляют основную долю ущерба, наносимую экономике государства.
В настоящее время наиболее распространенными причинами заболеваемости, утраты трудоспособности и смертности, как в России, так и в Республике Ингушетия являются хронические неинфекционные заболевания. В структуре общей смертности населения они составляют до 80%. В последние годы наблюдается увеличение среди населения больных с хроническими заболеваниями, обусловленными воздействием факторов, напрямую зависящих от образа жизни, таких как низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами.
В связи с этим необходимы профилактика и учет факторов, способствующих снижению качества жизни (ожирение, гиподинамия, психо-эмоциональные нагрузки, неправильное питание, курение, алкоголизм), что учтено в республиканской целевой программе "Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний"
Система оказания скорой медицинской помощи недостаточно эффективна и требует дальнейшего развития, отмечается дефицит транспорта и его износ. Система СМП представлена ГБУ "Республиканская станция скорой медицинской помощи" в г. Назрань, а так же сетью отделений скорой медицинской помощи - структурных подразделений станций. С целью повышения эффективности координации работы и обеспечения максимально четкого контроля, сокращения времени доезда до пациента совершенствуется материально-техническая база станций и отделений СМП - в 2011 году в рамках республиканской целевой программы "Модернизация здравоохранения Республики Ингушетия на 2011-2012 г." служба скорой медицинской помощи региона в 2012 году оснащена навигационно-информационным оборудованием, а автомобили скорой медицинской помощи - бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Установлено 56 ед. оборудования спутникового навигационного оборудования ГЛОНАСС на скорый медицинский автотранспорт и оснащено 9 диспетчерских мест.
Для дальнейшего развития службы скорой медицинской помощи планируется дополнительно приобрести в 2013 году 17 единиц машин скорой помощи класса В и 3 - класса С.
Согласно Проекта приказа Минздрава России от 26 ноября 2012 г. "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" издан приказ Министерства здравоохранения РИ от 28.01.2013 г. N 22 "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения Республики Ингушетия в 2013 году", в котором предусматривается планирование проведения диспансеризации всему населению в течение 3-х лет с учетом текущего 2013 года. Проведена организационно-методическая работа с ответственными лицами лечебно-профилактических учреждений РИ по проведению диспансеризации.
Определены численность и половозрастной состав взрослого населения Республики Ингушетия, которому планируется проведение диспансеризации в 2013 году - 93322 чел. Главными врачами лечебно-профилактических учреждений РИ проведены подготовительные мероприятия по проведению диспансеризации взрослого населения РИ. Направлено письмо в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по РИ о предоставлении информации по общей сумме средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренной на оплату мероприятий по диспансеризации взрослого населения в 2013 году. При проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, а также стопроцентного проведения флюорографического обследования неорганизованного населения РИ существуют некоторые проблемы связанные с флюорографическим обследованием населения, проживающего в Назрановском районе и г. Магас. Имеющийся на балансе Назрановской городской больницы с 1994 года единственный флюоромобиль не работает. Планируется закупить 5 установок передвижных флюорографов, 5 передвижных медицинских комплексов для обследования населения, 3-х установок - передвижных маммографов.
Совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, осуществлялось в соответствии с Планом мероприятий Министерства здравоохранения РИ на 2012 год, в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"
На региональном и муниципальном уровнях разработаны оперативные планы по организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП с определением зон ответственности медицинских учреждений по медицинскому обеспечению пострадавших в ДТП в пределах муниципальных образований.
Функционирует система подготовки специалистов службы скорой помощи по организации оказания помощи при ДТП с применением разных организационных форм работы: выездные семинары-тренинги, конференции, соревнования, командно-штабные учения, программа курсовой подготовки с применением фантомного оборудования. С 2006 года в Республике Ингушетия реализуются мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье" по направлению "Мероприятия, направленные на совершенствование медпомощи пострадавшим при ДТП" на федеральной трассе М29. В рамках данного направления республиканской клинической больницей и Республиканским центром медицины катастроф "Защита", получен санитарный транспорт, закуплено оборудование, проведена реконструкция и завершается ремонт с открытием травматологического центра на базе Ингушской республиканской клинической больницы, для улучшения оказания экстренной и неотложной помощи пострадавшим при ДТП.
В ИРЦМК "Защита" поступил дополнительный санитарный транспорт - 3 специализированных автомобиля скорой медицинской помощи (АСМП) класса С, а также закуплены 2 АСМП (кл. А), 1 АСМП (кл. В) и один АСМП (кл. С), неонатальный. Таким образом, парк санитарных автомобилей увеличился с восьми существующих АСМП до двенадцати.
В целях эффективного охвата силами медицинских служб на ФАД М29 "Кавказ" (протяженность на территории РИ 40 км в направлении - с Запада на Восток) распределены зоны ответственности, размещенные на пересечениях ФАД и дорог республиканского значения:
- перекресток ФАД М29/Насыр-корт, перекресток ФАД М29/Карабулак,
- перекресток ФАД М29/Орджоникидзевская,
- перекресток ФАД М29/Майский/Новый поселок.
Для покрытия возможностями обеспечения медицинской эвакуации и экстренной догоспитальной медицинской помощи на ФАД М-29 (РИ) дежурят две бригады экстренной медицинской помощи ИРЦМК "Защита", а также две врачебно-фельдшерские бригады, из которых одна бригада находится на дежурстве для обеспечения функций санитарной авиации, а вторая в обеспечении функций оперативно-диспетческой службы. Всего на базе ИРЦМК "Защита" функционируют 18 бригад экстренной медицинской помощи.
В рамках мероприятий НП "Здоровье" закуплено оборудование для травматологического центра, стационарных отделений травматологии и ортопедии, операционных отделений, что позволит оказывать медицинскую помощь больным с травмами и заболеваниями костно-мышечной системы согласно стандартам медицинской помощи.
Основное количество ДТП зарегистрировано из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. В 2012 году число погибших при транспортных травмах - 68 человек. По вине водителей произошло 90% ДТП.
Проведенный анализ показателя смертности при ДТП выявил, что причины роста тяжести последствий ДТП обусловлены преимущественно немедицинскими факторами: не соблюдение участниками дорожного движения правил дорожного движения, несоответствие существующей дорожной сети социально-экономическим потребностям региона, в том числе темпам роста интенсивности движения и парка транспортных средств.
Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации
Организация реабилитационной помощи в Республике Ингушетия планируется по следующим направлениям: реабилитация пациентов, перенесших острый инфаркт миокарда, инсульт, травмы и заболевания периферической нервной системы, реабилитация детей при нарушениях функций перинатального периода. Реабилитация пациентов будет включать 2 этапа: первый этап реабилитации начнется в учреждениях здравоохранения республики, где пациент получает медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара в соответствии с профилем заболевания, в том числе в первичных сосудистых отделениях и региональном сосудистом центре; второй этап реабилитации будет осуществляться в кардиологическом, терапевтическом, неврологическом отделениях на базе стационарных лечебных учреждениях.
Третий этап реабилитации будет проводиться в амбулаторно-поликлинических условиях республиканскими учреждениями здравоохранения по месту жительства пациентов. Кроме того, проведение третьего этапа реабилитации будет осуществляться в санаторно-курортных учреждениях за пределами республики. В 2012 году в рамках оказания реабилитационной помощи населению Республики Ингушетия санаторно-курортное лечение получили 721 пациентов, в т.ч. 115 детей.
Медицинская реабилитация детей с хроническими заболеваниями так же предусматривает 3 этапа:
1 этап реабилитации проводится в отделениях реанимации и интенсивной терапии и специализированных отделениях республиканской и центральных районных больниц, где предусмотрена медицинская реабилитация по профилю основного заболевания при отсутствии противопоказаний с применением физиотерапевтических методов.
2 этап реабилитации организован для детей в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, поздний реабилитационный период, в период остаточных явлений течения заболеваний, при хроническом течении заболевания вне обострения, детей-инвалидов и часто болеющих детей на круглосуточных и стационар-замещающих койках детских отделений районных больниц по профилю основного заболевания при отсутствии противопоказаний с применением высокоинтенсивной реабилитации.
3 этап - данный этап реабилитации организован в детских санаторно-курортных учреждениях за пределами республики.
Планируется создание регионального центра реабилитации и двух межрайонных отделений реабилитации.
С каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи. Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.
В настоящее время в республике данный вид помощи не оказывает ни одно учреждение, что связано с дефицитом площадей. Будет организовано оказание медицинской помощи пациентам на дому - создание выездных бригад, организация стационара на дому.
Для удовлетворения указанных видов помощи планируется создание хосписа в г. Назрань. После открытия планируемых больниц (Республиканской детской и Республиканской многопрофильной) планируется открыть профильные койки в медицинских учреждениях республики с учетом плотности населения. Для детского населения до 10 коек и до 45 коек для взрослых
Численность медицинских кадров системы здравоохранения Республики Ингушетия в 2011 году составила 2,5% от всех занятых в экономических сферах деятельности специалистов (по Российской Федерации 4,5%), из которых - 1432 врача, 2371 средних медицинских работников). Расчетная обеспеченность населения Республики Ингушетия врачами составила 33,7 (по Российской Федерации - 44,0), средним медицинским персоналом - 75,7 на 10 тыс. населения (по Российской Федерации - 92,4). При этом в обеспечении населения профильными, преимущественно врачебными кадрами, отмечается неравномерность их распределения, проявляющаяся на уровне республиканской и районных больниц.
В целях сокращения смертности от сосудистых заболеваний создаются региональный сосудистый центр и 2 первичных сосудистых отделения, что позволит обеспечить 100% охват взрослого населения медицинской помощью при сосудистых заболеваниях.
Расположение сосудистого центра и первичных сосудистых отделений в Республике Ингушетия с учетом плотности населения показано на карте 1.
Расположение медицинских организаций, оказывающих кардиологическую помощь в Республике Ингушетия, показано на карте 2.
Расположение травмцентра, травмпунктов и травмотделений в Республике Ингушетия с учетом плотности населения показано на карте 3.
Онкологическая служба в республике представлена: 1 онкологический диспансер, 4 первичных онкологических кабинета и 4 смотровых кабинета. Завершение строительства и оснащение Республиканского онкологического диспансера планируется в 2013 году.
Расположение медицинских организаций, оказывающих онкологическую помощь с учетом плотности населения показано на карте 4.
Противотуберкулезную помощь населению РИ оказывает Республиканский противотуберкулезный диспансер, который имеет в своей структуре 3 районных поликлинических отделения (Сунженское, Назрановское, Малгобекское) и детское отделение в ст. Троицкая. Всего имеется 190 стационарных коек круглосуточного пребывания: взрослых - 150 коек, детских - 40 коек, что удовлетворяет потребности.
Расположение медицинских учреждений, оказывающих фтизиатрическую помощь с учетом плотности населения показано на карте 5.
В новом здании РПТД (функционирует с 2011 г.) проведена работа по созданию условий для оказания мед. помощи больным туберкулезом в соответствии с приказом МЗ СР РФ N 1224-н от 29.12.2010 г. Выделены отделения для размещения впервые выявленных больных, ТБ/ВИЧ инфицированных, для больных ТБ/МЛУ. Открыты кабинеты бронхоскопических исследований, ультразвуковой диагностики, физиотерапевтическое отделение.
Районные поликлинические отделения по техническому состоянию не соответствуют требования СанПиН. По программе "Социально-экономическое развитие РИ 2010-2016 гг." планируются строительство здания Малгобекского районного поликлинического отделения в 2015 году. Необходимо пролонгировать работы по строительству Сунженского районного поликлинического отделения, начатые в 2001 году, которые находятся на нулевом цикле в настоящее время.
По программе "Модернизация здравоохранения РИ на 2011-2012 гг" для укрепления материально-технической базы в ИРПТД поступило оборудование на сумму 1 379,0 тыс. руб., которым были оснащены отделение лучевой диагностики, бактериологическая лаборатория, кабинет функциональной диагностики. Данные мероприятия способствовали улучшению выявления и диагностики туберкулеза. Значительно улучшились показатели эффективности лечения. Так, показатель клинического излечения вырос за последние 3 года на 16,7% и составил в 2012 г. - 45,5% (2011 г. - 44,1%, 2010 г. - 39%). Выросли показатели абациллирования: 2012 г. - 39,1%, 2011 г. - 34,8; 2010 г. - 29,9%. Показатель смертности от туберкулеза существенно не изменился: 2012 г. - 9,7 на 100 тыс. насел., 2011 г. - 9,0; 2010 г. - 9,0.
Показатель заболеваемости от туберкулеза имеет тенденцию к росту: 2012 г. - 55,9 на 100 тыс.; 2011 г. - 51,2; 2010 г. - 38,4, что является следствием не ухудшения эпидемиологической ситуации по туберкулезу, а результатом улучшения условий диагностики.
На сегодня самой актуальной проблемой в сфере здравоохранения Республики Ингушетия является высокая младенческая и детская смертность. Для их снижения в Республике Ингушетия организованы и проводятся мероприятия в учреждениях 1 и 2 уровня (карта 6). Медицинских учреждений третьего уровня в республике на сегодня нет.
В Ингушетии до недавнего времени отсутствовали самостоятельные ЛПУ службы родовспоможения и детства: детские поликлиники, родильные дома. Ингушетия является единственным регионом в России, не имеющим ни одной детской больницы. Лишь 4 года назад построен первый родильный дом. Единственная Республиканская детская поликлиника РИ, находится в арендуемом помещении. Имеющиеся детские отделения, детские консультации находятся в составе общепрофильных больниц.
Недостаточность площадей помещений ЛПУ в составе которых функционируют подразделения родовспоможения и детства не позволяет провести реконструкцию для развертывания необходимых подразделений и полного набора вспомогательных помещений в соответствии с действующими нормативами и порядками оказания помощи (карта 7).
Многие подразделения службы родовспоможения и детства амбулаторно-поликлинической сети в т.ч. РДП, детская и женская консультации КГБ, женская консультация СЦРБ, детская консультация НГБ, женская консультация, обслуживающая населения г. Назрань и Назрановского района (105236) функционируют в нетиповых, арендуемых помещениях не отвечающие требованиям санитарных и строительных норм(карта 7).
В структуре ЛПУ РИ для оказания стационарной помощи развернуто 380 акушерско-гинекологических коек, в т.ч. - 230 акушерских коек и 150 гинекологических.
Уровень обеспеченности акушерско-гинекологическими койками в республике остается ниже, чем по РФ. Обеспеченность акушерскими койками на 10 000 женщин фертильного возраста составляет 17,6 (РФ-21,1), в том числе для беременных и рожениц 12,6 и патологии беременности - 4,9 (РФ соответственно - 11,1 и 10,1). Дефицит акушерских коек составляет - 45%.
Удельный вес коек патологии беременности в общем числе акушерских коек составляет - 28,3%, что в 1,7 раз ниже, чем по РФ (47,8%). Дефицит данных коек составляет 43,7%.
Обеспеченность гинекологическими койками составляет 6,6, что меньше чем по России (7,7). Дефицит коек составляет 56%.
В соответствии с приказом МЗ РФ от 02.10 2009 г. N 808н учреждения родовспоможения определены по группам и уровням: первая группа и первый уровень Сунженская районная больница (родильное и гинекологическое отделения - по 5 коек); вторая группа и второй уровень оказания помощи - родильные, гинекологические отделения и отделения патологии беременности Малгобекской районной больницы (на 35 акушерских коек, 20 коек патологии беременности и 50 коек гинекологии) и Сунженская районная больница (на 40 коек акушерских, 20 коек патологии беременности и 40 коек гинекологии); к третьей группе, но ко второму уровню отнесено гинекологическое отделение Ингушской республиканской больницы на 55 коек и единственное самостоятельное учреждение родовспоможение ГБУЗ "Центр охраны материнства и детства" на 85 акушерских и 25 коек патологии беременности.
Ни одно подразделение родовспоможения не отвечает требованиям санитарных норм и строительных правил, укомплектования медицинскими кадрами и оснащения медицинским оборудованием, расположены в нетиповых помещениях, в т.ч. "Центр охраны материнства и детства", который не в полной мере соответствует требованиям приказа МЗ РФ от 02.10.2009 г. N 808н "О Порядке оказания акушерско-гинекологической помощи".
Данная ситуация усугубляется еще и ежегодным ростом рождаемости, на фоне роста акушерско-гинекологической патологии и заболеваемости новорожденных. В целях обеспечения безотказной и своевременной госпитализации в акушерско-гинекологических отделениях развертывались дополнительно койки с нарушением норм площадей, в среднем в течение календарного года до 80-90 коек в подразделениях родовспоможения ЛПУ РИ.
Ежегодно из-за дефицита коек среднегодовая занятость акушерско-гинекологических коек и длительность пребывание пациентов на них превышает показатели по России.
В 2012 году среднегодовая занятость койки для беременных и рожениц составила 380 дней (расчетный показатель на сметные койки), что превышает среднефедеративный показатель в 1,4 раза (РФ-268 дней); патологии беременности составило 412 дней (расчетный показатель на сметные койки), что в 1,3 раза больше чем показатель по РФ (РФ-316 дней). Соответственно остается высокой средняя длительность пребывания на акушерско-гинекологических койках, так средняя длительность пребывания на акушерской койке составила - 6,2 (РФ-6,7), фактически женщины выписываются на 4-5 день. Задержка родильниц на акушерской койке бывает в основном после оперативных родов, в случае послеродовых осложнений и часто из-за тяжести новорожденных и из-за необходимости проведения соответствующей вакцинации и забора крови на неонатальный скрининг. Средняя длительность пребывания на койке патологии беременности в 2012 году также остается высокой и составила 12,3 (РФ-9,5), в данном случае средняя длительность пребывания остается высокой в основном из-за патологии беременных, отсутствия возможности перевода и госпитализации беременных с экстрагенитальной патологией в профильные отделения для оказания специализированной помощи. Не представляется возможным безотказная и своевременная госпитализация женщин из-за дефицита специализированных коек в лечебно профилактических учреждениях республики, обеспеченность которых составляет 38% от потребности. Учитывая вышеизложенное планируется строительство 3-роддомов.
В настоящее время потребность в педиатрических койках различных профилей составляет - 635 коек, фактически имеется - 343, т.е. 54% от потребности (150 - общесоматических, 75 - специализированных, 9 - детских реанимационных коек, 12 - реанимационных для новорожденных, 32 - койки патологии новорожденных и 65 - детских инфекционных), дефицит коек - 46%. Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. детского населения - 36,0, что в 2 раза меньше среднероссийского показателя (по РФ-66,7).
Инфекционных детских коек в РИ - 65, обеспеченность на 10 тыс. детского населения - 1,5 (по РФ - 12,4), что в 10 раз меньше среднефедерального показателя.
Специализированных детских коек - 75, обеспеченность на 10 тыс. детского населения составляет 1,7 (по РФ - 28,4), что в 16 раз меньше среднефедерального показателя.
Наиболее тяжелой проблемой для детского здравоохранения является острый дефицит или отсутствие специализированных коек.
Коек патологии новорожденных и недоношенных детей в РИ - 32, при потребности не менее 60 коек (минимально - 50), что составляет 53% от потребности. Обеспеченность койками патологии новорожденных и недоношенных детей составляет - 36,1 на 10000 детей 1-го года жизни (по РФ - 67,3), в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Острый дефицит коек данного профиля при высокой рождаемости, а также и заболеваемости новорожденных, существенно превышающей показатели заболеваемости новорожденных по Российской Федерации по ряду нозологических форм, не позволяет оказывать медицинскую помощь всем нуждающимся в долечивании и выхаживании в отделениях II этапа выхаживания.
Отсутствие детской больницы со специализированными койками и со своей параклинической службой также не позволяет на должном уровне оказывать высококвалифицированную, специализированную помощь детям и приводит к ежегодному возрастанию потока больных детей на иногороднее лечение.
Для соблюдения принципа 3-х-уровневого оказания медицинской помощи необходимо построить перинаталльный центр, при том, что доля ранней неонатальной смертности в структуре младенческой смертности - 59,3%. ЦОМД не является типовым учреждением и не соответствует учреждению III уровня, в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N 808н от 2.10.09 г. "Об утверждении акушер-гинекологической помощи", в нем отсутствуют: консультативно-диагностическое отделение (поликлиника), кабинет невынашивания беременности; кабинет медико-генетического консультирования, кабинет планирования семьи; консультативные кабинеты для супружеских пар с нарушением репродуктивной функции; амбулаторное отделение (кабинет) для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации и др.).
Одним из важнейших условий улучшения здоровья женщин репродуктивного возраста и потомства, повышения эффективности работы службы родовспоможения и детства в республике является улучшение материально-технической базы родовспоможения и детства, включая строительство и реконструкцию имеющихся зданий службы родовспоможения и детства. С учетом региональных характеристик воспроизводства, высоких показателей заболеваемости беременных и родильниц, младенческой заболеваемости и неонатальной смертности (особенно ранней смертности новорожденных) и младенцев, необходимо особое внимания уделить организации реанимационной помощи детскому населению и второго этапа выхаживания новорожденных. Обеспеченность койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных составляет - 11,4%, а коек второго этапа - 27,5%.
Особо остро стоит проблема отсутствия условий для организации специализированной помощи больным детям с онкологическими, эндокринологическими, урологическими и др. заболеваниями.
В структуре коечного фонда преобладают общепрофильные койки, которые функционируют на базе маломощных участковых и районных больниц.
В настоящее время завершается строительство Республиканской детской поликлиники, срок сдачи данного объекта в 2013 году.
Отведен земельный участок под строительство Назрановской районной детской больницы на 200 коек по ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.", идет проектирование.
Срок строительства детской больницы 2013-2016 гг.
В соответствии с утвержденными приказами МЗ РФ, Министерством здравоохранения Республики Ингушетия разработаны приказы, регламентирующие организацию внедрения Порядков оказания медицинской помощи детям по профилям "педиатрия", "неонатология", "инфекционные болезни", "офтальмология", "детская хирургия", "анестезиология и реаниматология", "детская урология-андрология", "ревматология", "детская эндокринология", "детская стоматология".
К исполнению Порядков оказания медицинской помощи детям на госпитальном этапе по профилям "офтальмология", "детская эндокринология", "детская урология-андрология", "детская онкология" отсутствуют дополнительные площади для развертывания специализированных коек в структуре ИРКБ. В настоящее время начаты строительные работы на территории ИРКБ по введению дополнительных площадей для расширения коечного фонда отделения патологии новорожденных и недоношенных детей до 30 коек и отделения реанимации и интенсивной терапии детей до 12 коек (в течение 1 квартала 2013 года.).
Требует дооснащения медицинским оборудованием отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (ИРКБ, МЦРБ), реанимации и интенсивной терапии детей (ИРКБ), детской хирургии (ИРКБ), ОРИТ новорожденных (ЦОМД)
По профилю "Педиатрия" медицинская помощь на амбулаторно-поликлиническом уровне оказывается в медицинских учреждениях 1 уровня:
Республиканская детская поликлиника (РДП), Сунженская районная больница N 2 (СРБ N 2), Малгобекская районная больница N 2 (МРБ N 2), детская консультация Карабулакской городской больницы (КГБ); структурные подразделения Назрановской городской больницы, структурные подразделения Малгобекской центральной районной больницы, структурные подразделения Сунженской центральной районной больницы, Ачалукская участковая больница, Нестеровская участковая больница, Кантышевская участковая больница, сельская врачебная амбулатория с. Джейрах.
Не все сельские поселения районов укомплектованы участковыми педиатрами, так обеспеченность участковыми педиатрами на 01.11.2012 год составляет - 9,1 на 10 000 детского населения.
Детские консультации НГБ, КГБ, МЦРБ функционируют в стесненных условиях.
Республиканская детская поликлиника имеет возможность исполнения рекомендованных соответствующими порядками оказания медицинской помощи нормативов (по профилям педиатрия, офтальмология, детская хирургия, детская стоматология) по оборудованию и штатной численности.
Прошли переподготовку 2 специалиста по уроандрологии.
Из-за дефицита площадей в РДП отсутствует возможность организовать деятельность кабинета врача уролога-андролога в соответствии с нормативными требованиями, утвержденными приказом МЗ и СР РФ от 03.06.2010 г. N 418.
Материально-техническая база и кадровый потенциал детских консультаций городских и центральных районных больниц не позволяет оказывать медицинскую помощь по профилям (офтальмология, ревматология, уроандрология, детская стоматология, инфекционные болезни) в соответствии с требованиями утвержденными приказами МЗ РФ.
Госпитальная помощь детям оказывается в медицинских учреждениях: 1-й уровень - Сунженская районная больница N 2 (СРБ N 2), Малгобекская районная больница N 2 (МРБ N 2);
2-й уровень - Сунженская центральная районная больница (СЦРБ), Малгобекская центральная районная больница (МЦРБ); Ингушская Республиканская клиническая больница (ИРКБ), Центр охраны материнства и детства (ЦОМД).
Количество учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям:
I-уровня: - 6
II-уровня: - 4
Количество медицинского оборудования, закупленного в рамках программы модернизации здравоохранения медицинскими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям - 109 единиц.
КТ-2 единицы получено по программе "ДТП" и РП "Обеспечение оборудованием медицинских учреждений РИ на 2009-2013 гг.",
МРТ-2 единицы по РП "Обеспечение оборудованием медицинских учреждений на 2009-2013 гг." и ФЦП "Юг России на 2008-2013 гг."
Планируется строительство Республиканской детской больницы в г. Магас.
Утверждены схемы и нормирование времени маршрутизации в соответствии с профилем заболевания (согласно порядков оказания медицинской помощи) пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, акушерско-гинекологической патологией, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, при онкологических заболеваниях, больным туберкулезом, при оказании медицинской помощи новорожденным и детям.
В результате Программы модернизации существенно улучшилась материально-техническая база государственных медицинских организаций.
В рамках реализации программы "Модернизация здравоохранения РИ на 2011-2012" был предусмотрен капитальный ремонт в 10 основных лечебно-профилактических учреждениях. Проведен ремонт в Республиканской поликлинике, городской больнице г. Карабулак, в Республиканском центре охраны материнства и детства. На стадии завершения капитальный ремонт в Ингушской республиканской клинической больнице, в районных и участковых больницах Сунженского и Малгобекского районов. Всего на капитальный ремонт учреждений здравоохранения РИ в рамках программы выделено 250 842 500 руб.
В 12 лечебных учреждениях приобретено 405 единиц оборудования на сумму 475 237,22 тыс. руб.
На 01.01.2013 приобретено: 1 ангиограф, 15 рентгенографических установок, 30 аппаратов УЗИ, 5 единиц эндоскопического оборудования, 354 единицы прочего оборудования.
В рамках развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения РИ планируется открытие и расширение офисов врачей общей практики, внедрение модульных ФАПов, открытие реабилитационных центров и отделений реабилитации.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается: совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Остро стоит проблема отсутствия учреждений 3-го уровня оказания медицинской помощи службы родовспоможения, необходимо в кратчайшие сроки построить и оснастить современным медицинским оборудованием перинатальный центр, организовать маршрутизацию беременных.
В связи с тем, что на сегодня в республике нет детской больницы, необходимо строительство и оснащение многопрофильной Республиканской детской больницы.
Планируется дополнительно развернуть койки патологии новорожденных, койки для выхаживания недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, т.к. в структуре младенческой смертности доминирует ранняя неонатальная смертность.
В лечебных учреждениях внедряются современные информационные технологии.
Структурные преобразования региональной системы здравоохранения до 2020 года будут включать следующие мероприятия:
1. Первичная медико-санитарная помощь:
1.1. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи, расширение сети офисов врачей общей практики.
1.2. Расширение лечебной сети для обеспечения "шаговой доступности" медицинской помощи сельскому населению: организация кабинетов врачей общей практики, создание модульных и мобильных ФАПов и ФП, расширение сети врачебных амбулаторий.
1.3. Развитие профилактического направления в рамках подпрограммы "Профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" и в рамках программы "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года", предусматривающей расширение сети кабинетов профилактики (с 10 до 17), открытие отделений профилактики до 6, центров здоровья (с 2 до 4), проведение диспансеризации и медицинских осмотров. Начиная с 2013 года запланирована всеобщая диспансеризация, охват населения - 93 322 человека.
1.4. Для лиц с кризисным состоянием планируется открыть по районам 4 кабинета социально-психологической помощи с "Телефоном доверия".
1.5. Увеличение объемов неотложной медицинской помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы медицинского персонала.
1.6. Увеличение объемов стационарозамещающей помощи до федерального норматива на основе увеличения количества стационарозамещающих коек.
1.7. Создание двух консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи.
1.8. Увеличение посещений населения с профилактической целью с 27% до 34%, развитие патронажной службы с увеличением активных посещений на 20%.
1.9. Оптимизация объема первичной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях на основе переноса объемов медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническое звено и развития стационарозамещающих технологий.
- 2.0. Планируется проведение диспансеризации всего населения в течение 3-х лет с учетом текущего 2013 года. Определены численность и половозрастной состав взрослого населения Республики Ингушетия, которому планируется проведение диспансеризации в 2013 году - 93322 чел.
2. Специализированная медицинская помощь:
2.1. Для соблюдения порядков и стандартов медицинской помощи открываются один региональный сосудистый центр (на базе ГБУЗ ИРКБ) и два первичных сосудистых отделения (на базе ГБУЗ МЦРБ и ГБУЗ СЦРБ).
Исходя из численности населения, норматив кардиологических коек составляет - 92, в том числе 69 коек - для взрослых. Дефицит круглосуточных коек для взрослых составляет 46 коек.
2.2. Развитие системы оказания медицинской реабилитации в рамках реализации подпрограммы "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе, детям" программы "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года", предусматривающей:
- для 2 этапа реабилитации рассматривается вопрос планирования создания регионального центра и межрайонных отделений реабилитации;
- для 3 этапа реабилитации рассматривается вопрос планирования создания амбулаторных отделений для взрослых, в том числе, развернуть дневные стационары, для детей - организовать дневной стационар в детской поликлинике.
2.3. Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных.
Предполагается, что маршрутизация работающих граждан для восстановительного лечения непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций будет координироваться Минздравом РИ, в функции которого будут входить мониторинг наличия свободных мест в санаторно-курортных и реабилитационных организациях, доведение информации до сведения медицинских организаций, прием от ответственных лиц в медицинских организаций заявок, бронирование путевок, направление их в медицинские организации.
2.4. Развитие паллиативной медицинской помощи в рамках реализации подпрограммы "Оказание паллиативной помощи, в том числе, детям" программы "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года", предусматривающей улучшения качества жизни больных с активными прогрессирующими неизлечимыми заболеваниями.
С этой целью предполагается развернуть в лечебно-профилактических учреждениях койки для взрослого и детского населения, начиная с 2016 года, что в нынешних условиях затруднительно из-за недостаточности помещений
Планируется развитие работы в форме выездных бригад для оказания помощи пациентам и их родственникам на дому. Предполагается создание хосписа.
2.5. Оптимизация оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях на основе интенсификации занятости койки и развития стационарозамещающих технологий. Проведенный анализ показателя смертности при ДТП выявил, что причины роста тяжести последствий ДТП обусловлены преимущественно немедицинскими факторами: не соблюдение участниками дорожного движения правил дорожного движения, несоответствие существующей дорожной сети социально-экономическим потребностям региона, в том числе темпам роста интенсивности движения и парка транспортных средств.
Характеристика запланированных на 2013 год объемов медицинской помощи в расчете на 1 жителя (1 застрахованного):
а) для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи - 0.318 вызова, в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 0,318 вызова (федеральный норматив - 0,318);
б) для медицинской помощи в амбулаторных условиях, предоставляемой в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях:
- число посещений с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала) - 2.231 посещений, на 8,6% ниже федерального норматива (федеральный норматив - 2,44), в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 2,036 посещений, практически равно федеральному нормативу (федеральный норматив - 2,04), за счет средств республиканского бюджета - 0,340 посещений, в 1,1 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 0,40);
- число посещений по неотложной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС - 0,33 посещений, на 8,3% ниже федерального норматива (федеральный норматив - 0,36);
- число обращений в связи с заболеваниями - 1,960 обращений, что в 0,9 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив - 2,1), в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 1,760 обращений, на 7,9% ниже федерального норматива (федеральный норматив - 1,9), за счет средств республиканского бюджета - 0,20 обращений, практически равно федеральному нормативу (федеральный норматив - 0,20);
в) для медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 0,070 пациенто-дней, что в 9 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив - 0,63), в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 0,070 пациенто-дней, что в 7,4 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 0,52);
г) для медицинской помощи в стационарных условиях, предоставляемой в медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1,610 койко-дня, что в 1,6 раза ниже федерального норматива, на 6% выше территориального норматива (федеральный норматив - 2,558, в том числе в рамках территориальной программы ОМС - 1,447 койко-дня, что на 1,4 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 1,74; территориальный норматив - 1,891), за счет средств бюджета - 0,163 койко-дней, что в 5 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив - 0,818);
д) для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях 0 койко-дней (федеральный норматив - 0,077).
Утвержденная стоимость территориальной программы на 2013 год составляет всего 2551,5 млн. рублей, в том числе, 511,2 млн. рублей - за счет средств республиканского бюджета, за счет средств обязательного медицинского страхования 2040,3 млн. руб.
Утвержденная стоимость территориальной программы ОМС составляет - 2040,3 млн. рублей, в том числе, 1939,2 млн. рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования; 101,1 млн. рублей - за счет средств республиканского бюджета.
Подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы на 2013 год составляют 6229,9 рублей на 1 человека (по территориальной программе ОМС - на 1 застрахованное лицо), что на 44,9% ниже федерального норматива (федеральный норматив - 9 032,5 рублей), в том числе, 1187,5 рубля - за счет средств республиканского бюджета, что в 2,6 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 3 090 рублей), 5042,4 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования, что в 1,1 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив - 5 942,5 рубля).
Утвержденные средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе на 2013 год, составляют:
- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 785,5 руб, что в 1,82 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 1435,60 рублей); на 1 вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) за счет средств республиканского бюджета 0 рубля. На территории республики нет санитарной авиации.
- на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета - 159,7 рублей, что в 1,69 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив - 271 рубль), за счет средств обязательного медицинского страхования - 250,7 рублей, что в 1,06 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 266,30 рубля);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств республиканского бюджета - 1236,0 рубля, что в 1,6 раза выше федерального норматива (федеральный норматив - 771,8 рубля), за счет средств обязательного медицинского страхования - 727,6 рубля, что в 1,06 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 772,30 рубля);
- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 321,3 рублей, что в 1,06 раз ниже федерального норматива (федеральный норматив 340,90 рубля);
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств республиканского бюджета - 0 рубля, (федеральный норматив - 508,3 рубля), за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 2085,7 рублей, что в 3,7 раза выше федерального норматива (федеральный норматив - 570,00 рублей),
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств республиканского бюджета - 1563,2 рубля, что на 1,06 раза ниже федерального норматива (федеральный норматив - 1 657 рублей), за счет средств обязательного медицинского страхования - 1745,0 рублей, что на 0,6% ниже федерального норматива (федеральный норматив 1756,20 рублей);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств республиканского бюджета - 0 рубля, (федеральный норматив - 1 537,1 рубля).
Таким образом, в настоящее время программа несбалансирована по объемам медицинской помощи в виде недостаточного объема амбулаторной, неотложной, паллиативной, стационарной и стационарозамещающей помощи.
Структурные преобразования запланированы с учетом достижения сбалансированности объемов медицинской помощи и видов, сокращения объемов скорой медицинской помощи на основе увеличения объемов неотложной помощи, развитие стационарозамещающей и паллиативной помощи.
Средняя длительность пребывания больного на койке (по факту на 01.01.12 г.) 10,6 дней, средняя занятость койки в году 331,0 дней.
Правительство Республики Ингушетия уделяет большое внимание вопросу заработной платы работников медицинских организаций, являющемуся важнейшим инструментом кадровой обеспеченности:
1. В рамках Программы модернизации здравоохранения проводятся единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Ингушетия или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Ингушетия из другого населенного пункта (всего - 94 человека);
2. Планируется проводить дифференцированное повышение заработной платы врачам дефицитных специальностей.
Средняя заработная плата врачебного персонала медицинских организаций в 2012 году составляла 13 111,4 руб., среднего мед. персонала 10017,5 руб., младшего медицинского персонала 7127,2 руб.
Планируемая заработная плата врачей в 2013 году составит:
- врачам 25 100 руб., что составляет 129,7% от заработной платы по экономике республики, в том числе за счет средств республиканского бюджета 13 963,6 руб., федерального бюджета - 11 136,6 руб.;
- среднего медицинского персонала 14630,5 руб., что составит 75,6% от заработной платы по экономике республики, в том числе за счет средств республиканского бюджета 10618,6 руб., федерального бюджета - 4011,9 руб.;
- младшего медицинского персонала 9 695,6 руб., что составит 50,1% от заработной платы по экономике республики, в том числе за счет средств республиканского бюджета 7590,5 руб., федерального бюджета - 2105,1 руб.
В 2014 году планируется рост заработной платы врачей на 130,7% от заработной платы по экономике республики, в 2015 году - 137,0%, 2016 г. - 159,6%, 2017 г. - 200%, 2018 г. - 200%.
Среднему медицинскому персоналу будет произведена индексация в 2014 году на 76,2% от заработной платы по экономике республики, в 2015 году 79,3%, 2016 г. - 86,3%, 2017 г. - 100%, 2018 г. -100%.
Динамика роста заработной платы младшего медицинского персонала в 2014 году составит 51,0% от заработной платы по экономике республики, в 2015 году - 52,4%, 2016 г. - 70,5%, 2017 г. - 100%, 2018 г. - 100%.
В целях дальнейшего повышения заработной платы работников медицинских учреждений в республике планируется:
1. Провести оптимизацию штатного расписания медицинских организаций в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
2. Планируется корректировка показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Республики Ингушетия, их руководителей и работников на основе методических рекомендаций Минздрава России.
3. Дифференцированный подход к повышению заработной платы врачам дефицитных специальностей.
4. Перевод руководителей и работников на эффективный контракт.
В рамках реализации "Дорожной карты" предусмотрено поэтапное увеличение заработной платы медицинских работников и работников, имеющих высшее образование и оказывающих медицинские услуги, к 2018 до 200% от средней заработной платы по экономике региона, среднего и младшего медицинского персонала - до 100%. Данное мероприятие будет выполняться путем совершенствования отраслевой системы оплаты труда в медицинских учреждений.
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | |||||||
Доля расходов на оказание медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
4,8 |
4,7 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
РФ |
|
6 |
5,7 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
35,3 |
35,3 |
34,3 |
34,3 |
34 |
33,6 |
РФ |
|
25,3 |
26.8 |
28,3 |
29,6 |
30,6 |
31,7 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
2,1 |
2,2 |
2,6 |
РФ |
|
1,4 |
1,8 |
2,2 |
2.7 |
3.3 |
3,9 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
6,6 |
6,6 |
7,7 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
РФ |
|
7 |
7,4 |
7,7 |
8,1 |
8,5 |
9 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
51,5 |
51,5 |
51,6 |
51,6 |
51,7 |
51,7 |
РФ |
|
60,3 |
58,3 |
56,4 |
54.3 |
52.4 |
50,3 |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Республики Ингушетия, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной системы здравоохранения Республики Ингушетия |
процент |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100 |
РФ |
|
75 |
78 |
80 |
83 |
86 |
90 |
Доля аккредитованных специалистов |
процент |
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
РФ |
|
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
Обеспеченность населения (на 10 тысяч человек) врачами |
процент |
37,5 |
40,0 |
42,5 |
45,0 |
47,5 |
50,0 |
Соотношение врачи/средние медицинские работники |
процент |
1/2,3 |
1/2,4 |
1/2,5 |
1/2,6 |
1/2,7 |
1/2,8 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Республике Ингушетия в 2012-2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
129,70 |
130,70 |
137,70 |
159,60 |
200,0 |
200,0 |
РФ |
|
129,7 |
130,7 |
137 |
159,6 |
200 |
200 |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Республике Ингушетия в 2012-2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100,0 |
100,0 |
РФ |
|
75,6 |
76,2 |
79,3 |
86,3 |
100 |
100 |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Республике Ингушетия в 2012-2018 годах (агрегированные значения) |
процент |
50,1 |
51,0 |
52,4 |
70,5 |
100 |
100 |
РФ |
|
50,1 |
51 |
52,4 |
70,5 |
100 |
100 |
Число дней работы койки в году |
дней |
332 |
334 |
334 |
337 |
338 |
340 |
РФ |
|
324.5 |
327,2 |
328,5 |
329,6 |
330,1 |
331,5 |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
10,4 |
10,4 |
10,5 |
10,4 |
10,4 |
10,4 |
РФ |
|
12,2 |
12,1 |
12 |
11,9 |
11,8 |
11,7 |
Доля врачей первичного звена от общего числа врачей |
процент |
59,0 |
59,9 |
60,9 |
61,9 |
62,8 |
63,8 |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
39,5 |
39,5 |
39,5 |
39,5 |
39,5 |
39,5 |
Основные показатели здоровья населения | |||||||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
78,2 |
78,5 |
78,8 |
79,0 |
79,1 |
79,2 |
РФ |
|
70,8 |
71,6 |
72,2 |
72,7 |
73,4 |
74 |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
3,8 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
РФ |
|
13 |
12,8 |
12.5 |
12,3 |
12,1 |
11,8 |
Материнская смертность |
случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
13,3 |
13,2 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
РФ |
|
16,1 |
16 |
15,9 |
15,9 |
15,8 |
15,7 |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
12,0 |
11,7 |
11,4 |
11,1 |
10,8 |
10,5 |
РФ |
|
8,2 |
8,1 |
8 |
7,8 |
7,5 |
7,5 |
Смертность детей в возрасте 0-17 лет |
случаев на 10000 населения соответствующего возраста |
11,6 |
11,3 |
10,9 |
10,5 |
10,1 |
9,9 |
РФ |
|
9,2 |
8,9 |
8,6 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
194,10 |
188,20 |
182,3 |
176,40 |
174,50 |
170,5 |
РФ |
|
721,7 |
706,6 |
691,7 |
677,2 |
663 |
649,4 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
6,4 |
6,3 |
6,2 |
РФ |
|
12,6 |
12,2 |
11,8 |
11.4 |
11 |
10,6 |
Смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
68,1 |
67,9 |
66,5 |
63,2 |
62,8 |
61,2 |
РФ |
|
201,2 |
199,4 |
197,8 |
196,1 |
194,4 |
192,8 |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
9,50 |
9,4 |
9,3 |
9,2 |
9,1 |
9,0 |
РФ |
|
13,5 |
13,1 |
12.8 |
12,4 |
12,1 |
11,8 |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
54,90 |
54,7 |
54,6 |
54,3 |
54,0 |
49,5 |
РФ |
|
64,56 |
60,34 |
56,12 |
51,9 |
47,68 |
43,46 |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут |
процентов |
44,5 |
44,7 |
50,1 |
51,0 |
51,7 |
52,3 |
РФ |
|
84,7 |
85,5 |
86,4 |
87,2 |
88,1 |
89 |
Численность населения РИ: 2011 г. - 430 496; 2012 год - 442 719; 452 219 461 219 470 719
II. План мероприятий
Формирование эффективной структуры здравоохранения Республики Ингушетия
|
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1. |
Анализ итогов реализации программы модернизации здравоохранения Республики Ингушетия. |
до 11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Будет проведен детальный анализ итогов реализации программы модернизации здравоохранения Республики Ингушетия, с точки зрения соотношения инвестиций и улучшения состояния здоровья населения Республики Ингушетия. Результат анализа будет представлен в Минздрав РФ. |
2. |
Анализ соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Республике Ингушетия целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Будут определены направления необходимых изменений, направленных на формирование сбалансированной по видам и условиям оказания медицинской помощи. Результата анализа соответствия структуры расходов по условиям и формам оказания медицинской помощи в Республике Ингушетия целевой структуре расходов на здравоохранение, определенной на 2018 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р будет представлен в Минздрав России. |
3. |
Анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Республики Ингушетия порядкам оказания медицинской помощи |
11 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Будет определен дефицит (избыток) работников в штате медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Результат анализа соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Республики Ингушетия порядкам оказания медицинской помощи будет представлен в Минздрав России. |
4. |
Анализ соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Республики Ингушетия порядкам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Будет определен дефицит (избыток) материально-технического оснащения медицинских организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи. Результат анализа соответствия материально-технического оснащения медицинских организаций Республики Ингушетия порядкам оказания медицинской помощи будет представлен в Минздрав России. |
5. |
Анализ соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи |
20 марта 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Будет выявлена неудовлетворенная потребность в обеспечении льготных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями Результаты анализа соответствия нормативов обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, стандартам оказания медицинской помощи будет представлен в Минздрав России. |
6. |
Разработка республиканской концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения |
1 апреля 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Утверждение республиканской концепции развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, результатом реализации которой должно стать привлечение негосударственных организаций к оказанию медицинской помощи в соответствии с моделью ресурсного обеспечения системы здравоохранения Республики Ингушетия. |
7. |
Формирование модели ресурсного обеспечения системы здравоохранения Республики Ингушетия |
1 апреля 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Модель ресурсного обеспечения системы здравоохранения Республики Ингушетия с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных; структура финансирования оказания медицинской помощи, а также обеспечения населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями для льготных категорий граждан с указанием всех источников финансирования, в том числе внебюджетных по видам и объемам медицинской помощи. Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования |
8. |
Разработка программы развития здравоохранения Республики Ингушетия с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
1 мая 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Утверждение программы развития здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года, направленной на повышение структурной эффективности, учитывающей региональную структуру заболеваемости и смертности населения, а также состояние инфраструктуры учреждений здравоохранения РИ. |
Формирование эффективной системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации | ||||
9. |
Разработка и утверждение на основе методических рекомендаций Минздрава России показателей эффективности деятельности государственных медицинских организаций Республики Ингушетия их руководителей и работников |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Построение системы оценки деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников, основанной на единых принципах |
10. |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских работников |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Создание условий для соответствия квалификации медицинских работников профессиональным стандартам. |
11. |
Заключение трудовых договоров (дополнительных) соглашений с руководителями государственных медицинских организаций на основе типовой формы, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 275 Трудового Кодекса Российской Федерации |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
12. |
Обучение руководителей (ответственных работников) по переводу на эффективный контракт) работников медицинских организаций |
2 декабря 2013 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективны контракт |
13. |
Обеспечение перевода работников государственных медицинских организаций на эффективный контракт |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Создание условий для перевода медицинских работников на эффективны контракт |
14. |
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала медицинских организаций, оптимизация расходов на административно-управленческий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов. |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Создание условий для повышения эффективности работы административно-управленческого персонала |
Реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" в Республике Ингушетия | ||||
15. |
Мероприятия по проведению организационных изменений в структуре медицинских организаций Республики Ингушетия в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года |
2013-2015 годы |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Реализации структурных преобразований системы оказания медицинской помощи в части организационных изменений в структуре медицинских организаций Республики Ингушетия, направленное на повышение эффективности системы здравоохранения в соответствии с утвержденной программой развития здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года |
16. |
Координация работы органов местного самоуправления и руководителей государственных медицинских организаций по достижению целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
достижение целевых показателей и индикаторов развития здравоохранения Республики Ингушетия |
17. |
Мониторинг мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Выполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Республики Ингушетия" |
18. |
Формирование независимой оценки качества работы медицинских организаций, включая критерии эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности |
ежегодно |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Реализация мероприятия повысит информированность потребителей о качестве медицинских услуг и стимулирует повышения качества работы медицинских организаций. |
19. |
Аккредитация медицинских работников |
с 2016 г. |
Министерство здравоохранения Республики Ингушетия |
Подтверждение соответствия квалификации и качества работы медицинских работников профессиональным стандартам |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 26 февраля 2013 г. N 128-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 9 ноября 2017 г. N 852-р
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 29 июня 2015 г. N 496-р
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 3 апреля 2015 г. N 244-р
Распоряжение Правительства Республики Ингушетия от 12 сентября 2014 г. N 810-р