Именем Республики Ингушетия
Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева, И.М. Евлоева, с участием:
гражданина У.Б. Мальсагова,
представителя Народного Собрания Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия З.С. Хаутиева,
руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 34, 92-96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности часта 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина У.Б. Мальсагова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.К. Гагиева, объяснения гражданина У.Б. Мальсагова, представителя Народного Собрания Республики Ингушетия З.С. Хаутиева, выступления приглашённых в заседание Уполномоченного при Главе Республики Ингушетия по правам ребенка М.М. Султыговой, полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М.А. Гагиева, а также представителей: от прокуратуры Республики Ингушетия - Л.Б. Гамурзиевой, от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия - Г.А. Ахриева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия
установил:
1. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускникам государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, устанавливается единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в сумме 28275 рублей для девушек и 27205 рублей для юношей.
1.1. Гражданин У.Б. Мальсагов, оспаривающий конституционность названного законоположения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в 2012 году окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Политехнический колледж Республики Ингушетия". Согласно справке ГБОУ СПО "Политехнический колледж Республики Ингушетия" от 24 октября 2013 года N 233 ему в 2012 году при выпуске из указанного образовательного учреждения выплачено единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в сумме 27205 рублей.
Нарушение частью 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" своих конституционных прав У.Б. Мальсагов усматривает в том, что ее положения, исключая возможность увеличения (индексации) единовременного денежного пособия, выплачиваемого в соответствии с названным Законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выпускникам государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием ставят их в неравное положение при реализации права на социальное обеспечение по сравнению с лицами, относящимися к той же категории граждан - выпускниками федеральных образовательных учреждений.
1.2. Как следует из статей 70, 92 и 93 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле заявителя, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм; при принятии решения Конституционный Суд Республики Ингушетия не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу является положение части 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как устанавливающее правовой механизм реализации лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускниками государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия гарантированной федеральным законом меры социальной поддержки в виде обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием.
2. Конституция Российской Федерации (статья 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это конституционное установление относится к основам конституционного строя России, а потому, исходя из положения части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, одной из основных целей деятельности как федеральных, так и региональных органов государственной власти должно быть законодательное закрепление и практическая реализация норм, позволяющих создать для человека необходимые условия для достойной жизни и свободного развития. В системной связи с указанной конституционной нормой находится положение части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В Конституции Республики Ингушетия непосредственно не закреплено положение о социальном характере государства, но в статье 3 в качестве высшей цели государства определено обеспечение каждому человеку достойной жизни, а в статье 38 содержится положение, аналогичное норме статьи 39 Конституции России.
Право на социальное обеспечение гарантируется также международно-правовыми актами, в частности, статьей 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, и статьей 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, предусматривает обязанность государств-участников признавать за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения (статья 26), на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимать необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права, и в случае необходимости, оказывать материальную помощь и поддерживать программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (статья 27).
По смыслу указанных конституционных положений и норм международного права государство (Российская Федерация) и ее субъект (Республика Ингушетия) обязаны разрабатывать и осуществлять комплекс мер по жизнеобеспечению граждан в определенных законом случаях. При этом социальное обеспечение, предоставляемое государством человеку в тех случаях, когда он в связи с различными жизненными обстоятельствами не способен самостоятельно поддерживать необходимый уровень своего благосостояния, призвано восстанавливать и сохранять статус полноценного члена общества.
3. Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам социального обеспечения сформулировал правовую позицию о том, что конституционные цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него, причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения является, по смыслу статей 7, 39 (части 1 и 2), 71 (пункты "а", "в", "е") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предметом ведения Российской Федерации, т.е. общефедеральной функцией. Обязанностью государства установить в рамках регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина равные возможности для поддержания незащищенных категорий населения на всей территории Российской Федерации не исключается, однако, право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в силу статей 72 (пункт "ж" части 1), 76 (часть 2), 130 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации предусмотреть, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, дополнительные формы социальной защиты. Данные конституционные предписания, связывающие государство социальными обязательствами перед населением, в системе норм Конституции Российской Федерации, прежде всего ее статей 2 и 21 (часть 1), предопределяют юридическую меру притязаний индивидов, не имеющих возможности в силу объективных обстоятельств самостоятельно достичь материального благополучия, на гарантирование материальной обеспеченности на уровне, необходимом для удовлетворения основных жизненных потребностей, и предполагают установление надлежащего нормативного механизма их удовлетворения - сообразно экономическим возможностям общества на данном этапе его развития (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 17-О).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безусловно относятся к такой категории граждан, которые по независящим от них обстоятельствам, не в состоянии удовлетворить свои основные жизненные потребности, а потому нуждаются в особой государственной защите. Соответствующие стандарты жизнеобеспечения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 4 данного Федерального закона устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Во исполнение предписаний указанного Федерального закона Народным Собранием Республики Ингушетия принят Закон Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Частью 6 статьи 3 данного Закона установлено, что выпускникам государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, устанавливается единовременное денежное пособие для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием в сумме 28275 рублей для девушек и 27205 рублей для юношей.
В заседании Конституционного Суда Республики Ингушетия установлено, что с 2007 года индексация единовременного денежного пособия для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием не производилась. Более того, данное пособие было установлено в указанном размере Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 ноября 2001 года N 465 и сохраняется неизменным с этого времени. При этом, частью 2 статьи 2 Закона Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что размер ежемесячных пособий на компенсацию мер социальной поддержки ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Однако данный Закон не предусматривает аналогичного положения в отношении единовременного денежного пособия, установленного частью 6 статьи 3 названного Закона.
Между тем, из закрепленных в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Ингушетия положений о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в качестве конституционных ценностей социального государства следует, что на органы государственной власти возлагаются обязанности изыскивать средства и создавать другие предпосылки для повышения государственных пособий, имея в виду необходимость их установления, в конечном счете, на уровне, отвечающем социальному предназначению и конституционной природе этих выплат. Иное означало бы отказ государства от своей конституционно признанной цели обеспечения человеку достойной жизни, а необходимый уровень такой жизни для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть достигнут только в том случае, если будет создана реальная возможность для их жизнеобеспечения в соответствии со стандартами (гарантиями), предусмотренными Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Абзацем первым пункта 8 статьи 6 Федерального "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 659 утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федерального "О дополнительных" имеется в виду "Федерального закона "О дополнительных"
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2012 года N 02-219 размер денежной компенсации, выплачиваемой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускникам федеральных государственных образовательных учреждений для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования составил в 2012 году 61 789 рублей для девушек и 60 611 рублей для юношей. В 2013 году размер этой денежной компенсации составил 65 372 рублей и 64 126 рублей соответственно (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 февраля 2013 года N 04-109). Согласно справке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ингушский государственный университет" от 8 ноября 2013 г. N 579 выпускникам данного образовательного учреждения, относящимся к названной категории граждан, денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования выплачена в 2012 и 2013 годах в указанных размерах. Между тем, для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия размер единовременного денежного пособия для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием составляет 28275 рублей для девушек и 27205 рублей для юношей. Следовательно, оспариваемым законоположением размер единовременного денежного пособия для обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием выпускников государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия установлен существенно ниже, чем размер соответствующей денежной компенсации выпускникам федеральных государственных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Ингушетия, несмотря на то, что все они относятся к одной и той же категории граждан - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это законоположение не предусматривает также возможность увеличения (индексации) размера единовременного денежного пособия, в отличие от размеров ежемесячных пособий, норма о ежегодном увеличении (индексации) которых содержится в части 2 статьи 2 данного Закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Таким образом, оспариваемое законоположение не соответствует требованиям статьи 18 (части 1 и 2) Конституции Республики Ингушетия, основанным на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.
5. Частью 2 статьи 7 Конституции Республики Ингушетия установлено, что Конституция Республики Ингушетия, законы Республики Ингушетия, иные нормативные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Республики Ингушетия не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Эта норма находится в системной связи с положениями статьи 76 Конституции Российской Федерации. Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, положения Закона Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут противоречить нормам Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Абзацем вторым пункта 8 статьи 6 названного федерального закона предписывается органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить порядок обеспечения выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием. Однако, часть 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вместо установления порядка обеспечения соответствующей категории лиц одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием предусматривает выплату этим лицам единовременного денежного пособия, размер которого, как следует из вышеизложенного, не позволяет лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать в полном объеме свое право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
Анализ указанной нормы показывает, что она была принята в 2007 году в соответствии с вышеуказанной федеральной нормой в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ пункт 8 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложен в новой редакции, но в Закон Республики Ингушетия "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" соответствующие изменения внесены не были. По изложенным основаниям оспариваемое законоположение не согласуется с нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а потому не соответствует части 2 статьи 7 Конституции Республики Ингушетия.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 68, статьями 69-71, 75, 96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия
постановил:
1. Признать положение части 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 18 (части 1 и 2) и 38 (части 1 и 2) во взаимосвязи со статьями 3 и 7 (часть 2) в той мере, в какой им не предусматривается возможность увеличения (индексации) единовременного денежного пособия для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников государственных образовательных учреждений Республики Ингушетия одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием с учетом уровня инфляции (потребительских цен), чем нарушается их право на социальное обеспечение, а граждане, относящиеся к указанной категории, ставятся в неравное положение по сравнению с другими гражданами из этой же категории, имеющими право на получение аналогичной меры социальной поддержки.
2. Народному Собранию Республики Ингушетия надлежит в соответствии с требованиями Конституции Республики Ингушетия и основанными на них правовыми позициями, изложенными в настоящем Постановлении, осуществить правовое регулирование порядка обеспечения выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам за счет средств бюджета Республики Ингушетия или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по очной форме за счет средств бюджета Республики Ингушетия или местных бюджетов, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Постановление должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Ингушетия и на официальном сайте Конституционного Суда Республики Ингушетия в сети Интернет (www.ks-ri.ru).
Председатель |
А.К. Гагиев |
Судья |
И.Б. Доскиев |
Судья |
И.М. Евлоев |
N 5-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Ингушетия от 28 ноября 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности части 6 статьи 3 Закона Республики Ингушетия от 14 сентября 2007 года N 31-РЗ "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с жалобой гражданина У.Б. Мальсагова город Магас"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 7 декабря 2013 г. N 180-184