Председатель Правительства Республики Ингушетия |
А. Мальсагов |
Методика
оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Ингушетия
(утв. постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22 мая 2015 г. N 80)
I. Основание разработки методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы
Настоящая методика разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
II. Назначение и использование настоящей методики
Настоящая методика разработана для проведения оценки эффективности использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС), которая предполагает анализ влияния ИРС на экономику и социальную сферу Республики Ингушетия и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования ИРС, которая ежегодно осуществляется Министерством труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия (далее - Министерство).
Министерство ежегодно до 1 июля текущего года проводит оценку эффективности использования ИРС, направляет информацию и заявки работодателей на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников физическими и юридическими лицами (работодателями) Республики Ингушетия до 20 июля текущего года для принятия решения о целесообразности привлечения ИРС работодателями.
При выявлении в ходе оценки эффективности изменения тенденций в отрицательную сторону следует выявить причины сложившейся ситуации и предусмотреть меры по ее исправлению.
Результаты оценки используются для:
рассмотрения заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее - заявка работодателя);
рассмотрения заявок работодателей об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее - заявка работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности);
подготовки предложений о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год;
подготовки предложений об увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников в текущем году;
подготовки заключений о целесообразности предусматриваемых в текущем и предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
III. Направление оценки эффективности использования ИРС
Оценка эффективности использования ИРС производится по следующим направлениям:
- оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Республики Ингушетия;
- оценка влияния ИРС на рынок труда Республики Ингушетия;
- оценка прочих показателей, связанных с пребыванием ИРС на территории Республики Ингушетия.
Основные показатели для проведения оценки эффективности использования ИРС на территории Республики Ингушетия приведены в приложении N 1 к настоящей Методике.
IV. Оценка влияния ИРС на социально-экономическое развитие Республики Ингушетия
4.1. Оценка вклада ИРС в социально-экономическое развитие Республики Ингушетия рассчитывается так: оборот организаций, умноженный на долю ИРС в численности занятых по соответствующему виду экономической деятельности.
Кроме этого, динамика валового регионального продукта по региону сопоставляется с численностью привлекаемой ИРС.
Делается заключение о динамике вклада ИРС в производство товаров и услуг на территории Республики Ингушетия.
Показатели для проведения оценки вклада ИРС в социально-экономическое развитие Республики Ингушетия приведены в приложении N 2 к настоящей Методике.
Целевым показателем является темп роста по отношению к предыдущему году: превышение 100 процентов свидетельствует об эффективности привлечения ИРС в производство товаров и услуг на территории Республики Ингушетия.
4.2. Оценка вклада ИРС в доходную и расходную части бюджета Республики Ингушетия.
Оценка вклада ИРС в доходную часть бюджета Республики Ингушетия определяется как сумма налога на доходы физических лиц, полученного в доход бюджета с фонда заработной платы, выплачиваемой ИРС.
Оценка вклада ИРС в расходную часть бюджета Республики Ингушетия определяется как сумма расходов бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам и на содержание и обучение детей иностранных граждан в детских дошкольных учреждениях и школах.
Показатели для проведения оценки вклада ИРС в доходную и расходную части бюджета Республики Ингушетия приведены в приложении N 3 к настоящей Методике.
Целевым показателем является отношение вклада ИРС в доходную часть бюджета Республики Ингушетия к объему совокупных расходов бюджета Республики Ингушетия, связанных с привлечением и использованием иностранных работников: значение больше 1 свидетельствует об экономической обоснованности привлечения ИРС.
V. Оценка влияния ИРС на рынок труда Республики Ингушетия
5.1. Оценка масштабов привлечения ИРС на территории Республики Ингушетия определяется по доле ИРС в численности занятых в экономике как отношение численности ИРС к численности занятых в экономике, умноженное на 100 процентов.
Сопоставлением доли ИРС в численности занятых в экономике с долей ИРС в численности занятых в экономике делается заключение о степени зависимости отраслей экономики от притока иностранных работников. Выявляются отрасли с относительно высокой (выше средней) и относительно низкой (ниже средней) долей ИРС в численности занятых в экономике.
Показатели для проведения оценки масштабов привлечения ИРС на территории Республики Ингушетия приведены в приложении N 4 к настоящей Методике.
Целевым показателем является изменение доли ИРС в численности занятых в отчетном году в сравнении с предыдущим годом: уменьшение значения показателя или рост не более чем на 1 процентный пункт свидетельствует о низкой степени зависимости экономики республики от притока иностранных работников.
5.2. Оценку напряженности рынка труда Республики Ингушетия в связи с привлечением ИРС, которая определяется как соотношение численности безработных по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) и количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости в течение отчетного периода, рассчитанных на одного иностранного работника.
Отношение среднегодовой численности безработных по методологии МОТ к численности ИРС, привлекаемой в отчетном году: показатель вычисляется по видам экономической деятельности. Виды деятельности, в которых заняты иностранные работники, сопоставляются с совокупным (средним) показателем по республике.
Отношение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Республики Ингушетия в течение отчетного периода, к численности ИРС, привлекаемой в отчетном году. Показатель также рассчитывается по видам экономической деятельности и ранжируется в сравнении с совокупным (средним) показателем.
Показатели для проведения оценки напряженности рынка труда в связи с привлечением ИРС приведены в приложении N 5 к настоящей Методике.
Целевым показателем является разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по республике: положительное значение показателя свидетельствует низкой степени давления ИРС на региональный рынок труда.
5.3. Оценку отраслевой структуры привлекаемой ИРС в сопоставлении с отраслевой структурой безработных в Республике Ингушетия.
Определяется в результате сравнения структуры безработных по методологии МОТ со структурой ИРС по видам экономической деятельности, ранжированных в порядке убывания.
Показатель отражает степень давления мигрантов на рынок труда. Совпадение отраслевой структуры безработных и ИРС может быть основанием для уменьшения масштабов привлечения ИРС в данных сферах экономики. Наоборот, несовпадение отраслевой структуры безработных со структурой, привлекаемой ИРС, говорит о том, что ИРС не оказывает существенного влияния на напряженность рынка труда и не занимает места, на которые претендуют местные безработные.
VI. Оценка прочих показателей, связанных с пребыванием иностранных работников на территории Республики Ингушетия
6.1. Оценку влияния ИРС на уровень оплаты труда, которая определяется соотношением заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платой в среднем по Республике Ингушетия.
Показатель рассчитывается как отношение средней заработной платы ИРС, указанной работодателями в заявках о потребности в привлечении иностранных работников, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в среднем по Республике Ингушетия, умноженное на 100 процентов. Расчет осуществляется также по видам экономической деятельности.
Дается заключение об использовании работодателями иностранных работников, как наиболее дешевой (дорогой) рабочей силы, что может быть обусловлено различиями в квалификации, характере и условиях труда.
Показатели для проведения оценки влияния ИРС на уровень оплаты труда приведены в приложении N 6 к настоящей Методике.
Целевым показателем является процентное соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Ингушетия: отклонение от 100 процентов не более чем на 30 процентных пунктов свидетельствует о степени влияния привлечения ИРС на уровень оплаты труда в основных сферах их занятости.
6.2. Оценку влияния ИРС на криминальную обстановку в Республике Ингушетия на основе анализа данных:
по доле преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами в регионе, в общем количестве совершенных на территории региона преступлений и правонарушений;
по соотношению числа иностранных граждан, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия по месту пребывания, целью визита которых в Российскую Федерацию указана работа (в миграционной карте) и выданных иностранным гражданам разрешений и патентов на работу.
Дается заключение о степени влияния присутствия иностранных граждан на криминальную обстановку в регионе, о степени вовлечения иностранных работников в неформальные экономические отношения.
Показатели для проведения оценки влияния иностранных граждан на криминальную обстановку в Республике Ингушетия приведены в приложении N 7 к настоящей Методике.
Целевым показателем является доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве совершенных преступлений на территории Республики Ингушетия: значение менее 1 процента свидетельствует о незначительном влиянии иностранных граждан на криминальную обстановку в Республике Ингушетия.
VII. Контрольные значения показателей и оценка эффективности использования ИРС
Обязательным условием проведения оценки эффективности использования ИРС на территории Республики Ингушетия является анализ достижения целевых показателей, перечень и контрольные значения которых приведены в приложении N 8 к настоящей Методике
Для оценки эффективности использования ИРС определяются контрольные значения показателей, превышение (недостаточно) которых характеризует сферу как сферу, в которой привлечение ИРС признается неэффективным.
Использование ИРС признается эффективным в случае, если доля показателей, по которым использование иностранных работников признано эффективным, в общей доле показателей составляет не менее 50%. Использование ИРС признается нецелесообразным по отдельным видам экономической деятельности, по которым показатели превышают установленные контрольные значения.
Степень достижения каждого целевого показателя определяется путем сопоставления фактической величины с контрольным значением.
Приложение N 1
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Основные показатели
для оценки эффективности использования ИРС по Республике Ингушетия
Показатель | Годы | |||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год |
|
Численность постоянного населения: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Численность населения в трудоспособном возрасте: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Численность экономически активного населения: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Среднегодовая численность занятого населения в экономике: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Общая численность безработных по методологии МОТ |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Уровень общей безработицы, в % к итогу |
||||
Уровень зарегистрированных безработных в % к итогу |
||||
Количество вакансий, единиц | ||||
Напряженность на рынке труда, человек |
||||
Численность привлекаемых в отчетном периоде ИРС, человек |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
тысяч человек | ||||
% к предыдущему году | ||||
Численность привлекаемых иностранных работников % к численности безработных граждан (регистрируемая) |
||||
Количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре, со структурой безработных (абсолютный показатель) |
||||
Количество рабочих мест, занятых иностранными работниками и совпадающих по структуре, со структурой безработных в отношении к общей численности ИРС % (относительный показатель) |
Приложение N 2
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
доли ИРС в численности занятых в экономике и их вклада в социально
экономическое развитие Республики Ингушетия
N | Показатель | Годы | |||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год |
||
1. | Валовой региональный продукт, млн рублей |
||||
2. | Численность ИРС, человек | ||||
3. | Доля ИРС в численности занятого населения в экономике, % |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
|||||
4. | Вклад ИРС в производство товаров и услуг, тыс. рублей |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
|||||
5. | Темп роста вклада ИРС в производство товаров и услуг, % к предыдущему году |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
|||||
6. | Оборот организаций, тыс. рублей |
||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
Приложение N 3
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
вклада ИРС в доходную и расходную части бюджета Республики Ингушетия
N | Показатель | Годы | ||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год | ||
1. | Расходы бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам, тыс. рублей |
|||
2. | Расходы бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в детских дошкольных учреждениях и школах, тыс. рублей |
|||
3. | Расходы бюджета на депортацию иностранных работников, тыс. рублей |
|||
4. | Совокупные расходы бюджета Республики Северная Осетия-Алания, связанные с привлечением и использованием ИРС, тыс. рублей |
|||
5. | Вклад ИРС в доходную часть бюджета (объем налога на доходы физических лиц, уплаченный иностранными работниками), тыс. рублей |
|||
6. | Соотношение вклада ИРС в доходную часть бюджета и совокупных расходов бюджета Республики Ингушетия, связанных с привлечением и использованием ИРС, рублей |
Приложение N 4
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
масштабов привлечения ИРС на территории Республики Ингушетия
N | Показатель | Годы | ||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год | ||
1. | Численность привлеченных в отчетном периоде ИРС (включая работавших по патенту), человек |
|||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
2. | Совокупная (средняя) доля ИРС в численности занятого населения в экономике, % |
|||
в том числе по видам экономической деятельности ранжированного в порядке убывания значения показателя |
||||
выше средней | ||||
ниже средней |
Приложение N 5
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
напряженности рынка труда в связи с привлечением ИРС
в Республику Ингушетия
N | Показатель | Годы | ||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год | ||
1. | Совокупное (среднее) число безработных по методологии МОТ в расчете на одного иностранного работника, человек |
|||
в том числе по видам экономической деятельности, ранжированного в порядке убывания значения показателя |
||||
выше среднего | ||||
ниже среднего | ||||
2. | Совокупное (среднее) количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в течение отчетного периода, в расчете на одного иностранного работника, единиц |
|||
в том числе по видам экономической деятельности, ранжированного в порядке убывания значения показателя |
||||
выше среднего | ||||
ниже среднего | ||||
3. | Соотношение числа безработных по методологии МОТ и количества вакансий, рассчитанных на одного иностранного работника, в среднем по республике |
Приложение N 6
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
уровня заработной платы привлекаемой ИРС по Республике Ингушетия
N | Показатель | Годы | ||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год | ||
1. | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в среднем по Республике Ингушетия, рублей |
|||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
2. | Средняя заработная плата ИРС, указанная работодателями в заявках о потребности в привлечении иностранных работников, рублей |
|||
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
3. | Соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Ингушетия, % |
|||
в том числе по видам экономической деятельности: |
Приложение N 7
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Оценка
влияния ИРС на криминальную обстановку в Республике Ингушетия
N | Показатель | Годы | ||
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Текущий год | ||
1. | Число уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, единиц |
|||
2. | Число уголовных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, единиц |
|||
3. | Доля уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений, процентов |
|||
4. | Уровень преступности среди иностранных граждан (число уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами, на 1000 иностранных граждан), единиц |
|||
5. | Средний уровень преступности в Республике Ингушетия (число совершенных преступлений на 1000 населения), единиц |
|||
6. | Число административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, единиц |
|||
7. | Доля административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности соответствующих правонарушений, процентов |
|||
8. | Соотношение числа иностранных граждан, зарегистрированных на территории Республики Ингушетия по месту пребывания, целью визита которых в Российскую Федерацию указана работа и выданных иностранным гражданам разрешений на работу и патентов, в процентах |
Приложение N 8
к Методике оценки эффективности использования
иностранной рабочей силы
Перечень
целевых показателей эффективности использования иностранных работников и их контрольные значения
N |
Целевой показатель эффективности использования иностранных работников |
Контрольное значение |
1. |
Темп роста вклада ИРС в производство товаров и услуг |
более 100 процентов |
2. |
Отношение вклада ИРС в доходную часть бюджета к объему совокупных расходов бюджета, связанных с привлечением и использованием иностранных работников |
более 1 |
3. |
Изменение доли ИРС в численности занятого населения в отчетном году по сравнению с предыдущим годом |
уменьшение значения показателя или рост не более чем на 1 процент |
4. |
Совокупное (среднее) число безработных в расчете на одного иностранного работника, человек |
до 1 процента |
5. |
Разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника |
более 0 |
6. |
Совпадение структуры безработных по методологии МОТ со структурой ИРС по видам экономической деятельности |
менее 30 процентов |
7. |
Соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Ингушетия |
более 80 процентов |
8. |
Влияние иностранных работников на криминальную обстановку в Республике Ингушетия |
менее 1 процента |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы предполагает анализ влияния иностранной рабочей силы на экономику и социальную сферу Республики Ингушетия и производится в целях выработки политики в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы, которая ежегодно осуществляется Министерством труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия.
Результаты оценки используются для рассмотрения заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг); рассмотрения заявок работодателей об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг); подготовки предложений о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год; подготовки предложений об увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников в текущем году; подготовки заключений о целесообразности предусматриваемых в текущем и предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 мая 2015 г. N 80 "Об утверждении методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Ингушетия"
Текст постановления опубликован в газете "Ингушетия" от 28 мая 2015 г. N 75-77