Лицензирование юридических услуг в России
Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг
В последние годы в стране заметно возрос спрос на юридические услуги. Государственная система правового обслуживания перестала справляться с потребностями новых рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и разнообразным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 344 утверждено Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 17. Ст.1550). Лицензирование является своеобразной формой государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к правовому обслуживанию граждан и юридических лиц.
Выдача лицензий производится Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции в субъектах Федерации, при этом разделение компетенции Министерства и органов юстиции происходит в основном по территориальному принципу. Органы юстиции в субъектах Федерации выдают лицензии лицам, осуществляющим свою деятельность на территории соответствующего субъекта Федерации, а Министерство юстиции Федерации - лицам, распространяющим свою деятельность на территории нескольких субъектов федерации или на всю территорию России. Кроме того, только Минюст России выдает лицензии иностранным юридическим лицам и российским юридическим лицам, учрежденным с участием иностранных лиц и лиц без гражданства.
Все органы юстиции регистрируют выданные ими лицензии в специальном реестре, а Минюст РФ ведет также Сводный реестр всех лицензий, выданных на территории Российской Федерации, а также действие которых приостановлено либо аннулировано.
Лицензии выдаются гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям) и юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы.
Следует подчеркнуть, что не подлежит лицензированию деятельность коллегий адвокатов и юридических служб, состоящих в структуре предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы и созданных специально для обслуживания этих организаций. Не лицензируется также иная юридическая деятельность, на осуществление которой законодательством России установлен особый порядок лицензирования (например, нотариальная деятельность).
Платные юридические услуги вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет.
Лица, имеющие диплом иностранного государства о высшем юридическом образовании, вправе оказывать платные юридические услуги в виде консультаций по законодательству государства, выдавшего диплом.
Следует особо оговорить, что дипломы о высшем юридическом образовании, выданные коммерческими вузами, могут быть признаны наравне с дипломами государственного образовательного учреждения, если коммерческое учебное заведение, выдавшее этот документ, имеет соответствующую государственную аккредитацию.
Лицензия, выданная иностранному юридическому лицу, дает право осуществлять юридические услуги в виде консультаций по законодательству государства, в котором его работники получили дипломы о высшем юридическом образовании и где им фактически разрешена юридическая практика.
Что касается российских юридических лиц, обращающихся с заявлением о выдаче им лицензии на оказание платных юридических услуг, то прежде всего органы юстиции обращают внимание на то, предусмотрена ли такая деятельность учредительными документами данной организации в соответствии со ст.52 Гражданского кодекса РФ. В настоящее время не требуется, чтобы организация-заявитель занималась исключительно деятельностью по оказанию юридических услуг. В основном организации различных форм собственности записывают в свой устав максимальное количество видов деятельности, так сказать "от гвоздя до пулемета". В дальнейшем предполагается изменить этот порядок и выдавать лицензии организациям, которые будут заниматься исключительно юридической деятельностью, либо этот вид деятельности будет являться основным. Тем более, что конкуренция в данной сфере услуг сегодня очень высока, особенно в гг.Москве и Санкт-Петербурге.
В организации, обратившейся за лицензией на оказание платных юридических услуг, должны работать юристы, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. Сведения об этих работниках, а также все последующие изменения состава юристов хранятся в органах юстиции в специальном лицензионном деле.
Для получения лицензии заявитель должен лично представить документы, предусмотренные Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации. Юридические лица-заявители могут выдать доверенность своему работнику на право представлять интересы фирмы в органах юстиции при получении лицензии.
Исчерпывающий перечень требуемых документов изложен в Положении о лицензировании (п.12). От заявителя запрещается требовать представления не предусмотренных документов. К заявлению установленной формы прилагаются копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Эти документы должны быть нотариально заверены либо предъявляются оригиналы. Представляется справка налогового органа о постановке на учет в налоговых целях. Юридическое лицо заверяет список юристов, непосредственно оказывающих юридические услуги, с документальным подтверждением соответствия их образования и трудового стажа основным квалификационным требованиям, о которых говорилось выше.
При подаче заявления оплачивается 10% установленного законом минимального размера оплаты труда за рассмотрение заявления, а при выдаче лицензии - трехкратный размер для физического лица и пятикратный размер для юридического лица. Плата зачисляется в доход федерального бюджета.
Лицензия выдается сроком на три года, продление срока действия производится в порядке, установленном для ее получения.
Порядок получения лицензии иностранными фирмами практически не отличается от порядка выдачи лицензии российским юридическим и физическим лицам. Отличия связаны со спецификой документов, представляемых заявителями-иностранцами.
Прежде всего необходимо представить подтверждение, что организация-заявитель является юридическим лицом по законодательству страны регистрации и занимается юридической деятельностью. Эти документы должны быть переведены на русский язык с нотариальным заверением перевода и проставлением апостиля.
Другие документы, выданные иностранной стороной (например, подтверждающие юридическое образование и юридический стаж иностранного юриста), также должны быть легализованы.
В этой связи хочется подчеркнуть, что лицензии выдаются не представительствам иностранных юридических фирм, аккредитованным на территории России, а именно иностранной юридической фирме, находящейся за рубежом, с указанием в лицензии адреса нахождения ее головного офиса. За два года работы по лицензированию юридических услуг Министерством юстиции выдано двадцать семь лицензий иностранным фирмам. Среди них имеются такие всемирно известные юридические фирмы, как "Клиффорд Чанс" (Великобритания), "Уайт энд Кейс" (США), "Бейкер и МакКензи" (Великобритания), "Брукхаус, Вестрик, Стегеманн" (Германия) и др. В основном иностранными лицензиатами стали фирмы из США, Великобритании и Германии.
Среди лицензиатов Министерства юстиции зарегистрировано около 50 юридических лиц, учрежденных с иностранным участием. География иностранных участников разнообразна. Учредителями двенадцати юридических фирм являются граждане США, пяти - Великобритании и Германии, четырех - Франции, трех - Финляндии, по одной фирме учредили граждане Швеции, Испании, Швейцарии, Австрии, Украины, Грузии, Латвии и т.д.
За этот же двухлетний период Минюстом России, органами юстиции в субъектах Федерации выдано более 7 тыс.лицензий, из которых непосредственно Минюстом выдана примерно пятая их часть. Распределение общего количества лицензий между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями составляет равные доли. Но соотношение этих двух составляющих среди лицензиатов Минюста и лицензиатов региональных органов обратно пропорциональное. Так, среди лицензиатов Минюста две трети являются юридическими фирмами и одна треть - индивидуальными предпринимателями. А в регионах две трети лицензиатов являются индивидуальными предпринимателями. Причины такого явления понятны, если учесть более плотную насыщенность г.Москвы и близлежащих к Москве регионов юридическими фирмами, а также финансовые возможности отдаленных фирм понести существенные транспортные расходы, обращаясь непосредственно в Минюст России за получением лицензии, действующей на территории всей Российской Федерации.
Поскольку лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг является сравнительно новой функцией органов юстиции, ее реализация, естественно, вызвала массу вопросов как у потенциальных лицензиатов, так и у органов юстиции в субъектах Федерации. Министерство юстиции выпустило (в декабре 1995 г.) Методические рекомендации, в которых даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы: какие виды юридической деятельности охватываются понятием "платные юридические услуги"; какая работа учитывается в требуемый трехлетний стаж по юридической специальности; какие документы подтверждают высшее юридическое образование; признаются ли дипломы, выданные в странах СНГ, и т.д. В частности, в Методических рекомендациях разъясняется, что под платными юридическими услугами подразумевается широкий спектр юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе, т.е. за плату. Сюда относятся: юридический консалтинг по всем отраслям права; правовое обеспечение хозяйственной и иной деятельности организаций; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; и т.д. и т.п. Исчерпывающего перечня юридических услуг нет и быть не может. Поэтому вопрос о необходимости лицензирования определенного вида деятельности юридического лица решается в каждом конкретном случае.
В лицензии, как правило, указывается обобщенный вид лицензируемой деятельности: "оказание платных юридических услуг". Некоторые лицензиаты просят указать в лицензии конкретное направление юридической деятельности, в котором они специализируются. Например, "консалтинг по налоговому законодательству". В этом случае в лицензию вписывается этот конкретный вид юридических услуг.
В последнее время особую остроту приобретают вопросы контроля за деятельностью лицензиатов. Как правило, поводом для соответствующей проверки являются жалобы на действия лицензиата (вмешательство в адвокатскую деятельность, нетактичное поведение в суде и др.). Органы юстиции реагируют на такие жалобы, помня при этом, что возложенный на них законодательством контроль не должен выходить за рамки соблюдения лицензиатом условий, указанных в лицензии.
Органы юстиции вправе по результатам проведенного контроля приостановить действие лицензии, возобновить ее действие при устранении лицензиатом выявленных нарушений либо аннулировать лицензию. Пока эти санкции применяются робко, случаи приостановления и аннулирования лицензий единичны. Непосредственно Минюстом РФ было приостановлено действие пяти лицензий, аннулировано пятнадцать.
Министерство юстиции РФ предполагает усилить также контроль и за органами юстиции в субъектах Федерации при осуществлении ими лицензионной деятельности. Ознакомления с состоянием этой работы, проведенные в Управлениях юстиции Москвы и Московской области, выявили ряд серьезных нарушений, которые в дальнейшем были устранены.
В конце прошлого года была издана первая часть Сводного реестра лицензий, содержащая сведения о лицензиях, выданных Минюстом России по состоянию на 1 июня 1996 г. Во вторую часть Сводного реестра войдут сведения о лицензиях, выданных на начало текущего года Минюстом России и Управлениями юстиции гг.Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.
Утверждение Минюстом России в марте этого года Положения о Сводном реестре лицензий должно способствовать обеспечению заинтересованного потребителя достоверной и оперативной информацией о лицензированных юристах и юридических фирмах.
Требует дальнейшего совершенствования нормативное регулирование лицензионной деятельности. Проект федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" принят в октябре 1996 г. в первом чтении Государственной Думой. После его подписания будут внесены существенные изменения и дополнения в порядок и условия лицензирования юридической деятельности в целях усиления требований к лицензиатам, повышения их правового статуса, расширения контрольных функций органов юстиции за деятельностью лицензиатов.
Эти изменения будут касаться прежде всего введения аттестационного порядка выдачи лицензий. В этих целях при органах юстиции должны быть созданы квалификационные комиссии, а при Минюсте РФ - еще и апелляционная комиссия. И если действующий порядок лицензирования носит в основном формальный характер, то дополнение его экзаменационным процессом позволит предъявить более высокие профессиональные и иные квалификационные требования и критерии к лицензиату. Нельзя не отметить, что введение этого порядка повлечет за собой значительное усиление ответственности самих органов юстиции как перед лицензиатом, так и перед потребителями его услуг.
Многие лицензиаты обращаются в Минюст РФ и другие органы государственной власти, а также представительные и законодательные органы Российской Федерации с предложениями уравнять их в правах с адвокатами в части допуска в качестве защитников со стадии предварительного следствия в уголовном процессе. Позиция Министерства состоит в том, что ч.4 ст.47 УПК РСФСР допускает участие в качестве защитников при производстве по уголовным делам лишь адвокатов и представителей профсоюзов и других общественных объединений. В связи с выходом постановления N 344 никакие изменения или дополнения в процессуальное законодательство не вносились, поэтому действует прежний порядок, установленный ст.47 УПК РСФСР.
Обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли ст.47 УПК РСФСР Конституции Российской Федерации (ст.48), послужила основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде России. В постановлении КС РФ от 28 января 1997 г. признано, что положение ч.4 ст.47 УПК РСФСР не противоречит Конституции РФ, и тем самым позиция Минюста в этом вопросе получила поддержку.
Вместе с тем Конституционный Суд РФ счел необходимым подчеркнуть, что иные условия, профессиональные критерии и организационно-правовые формы, обеспечивающие оказание квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе, определяются законодателем. Над этой проблемой Министерству также предстоит серьезно поработать.
Министерство юстиции РФ поддержало инициативу ряда лицензиатов в их объединении на основе общности профессиональных корпоративных интересов. В начале этого года зарегистрирована общественная организация "Российская ассоциация юристов-лицензиатов" и некоммерческое партнерство "Лига лицензированных юристов и юридических фирм".
Использование различных организационно-правовых форм при создании этих объединений позволит юристам-лицензиатам (как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим фирмам) соединить свои усилия для единых целей: создание условий для достижения высоких стандартов компетентности и профессиональной этики практикующих юристов; повышение качества юридических услуг на российском рынке до общепризнанного в мировом сообществе уровня.
Среди основных задач объединений - тесная координация деятельности с органами юстиции. Воплощение этой задачи в жизнь позволит органам юстиции наиболее эффективно влиять на важнейшие процессы развития сравнительно новых для нашего общества форм юридической практики.
Никифорова Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лицензирование юридических услуг в России
Автор
Никифорова Н. - начальник отдела лицензирования юридических услуг Министерства юстиции РФ, заслуженный юрист РФ
Российская юстиция, 1997, N 8