Свидетельский иммунитет в уголовном процессе
Введение свидетельского иммунитета (ст.51 Конституции РФ) - важный элемент демократизации и гуманизации не только уголовного процесса, но и российского общества в целом. Право свидетеля отказаться от показаний против близкого человека связано с семейными узами и с такими нравственными категориями, как совесть, милосердие.
Государство не может не быть заинтересовано в скорейшем возобновлении социальных связей лиц, отбывших наказание, особенно связанного с лишением свободы. Успешнее всего негативные последствия такого наказания преодолеваются в семье, узы с которой не должны быть нарушены, в частности, свидетельством во вред родственнику.
Свидетельский иммунитет в течение целого ряда лет существовал и до принятия Конституции РФ 1993 года. Так, ст.72 УПК определен круг лиц, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля: защитник обвиняемого - об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника; лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации, - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей представителя.
Как видно, в этот перечень включены, во-первых, лица, не могущие, в принципе, быть источником достоверной доказательственной информации, и, во-вторых, лица, которым обеспечивается нормальное выполнение функций, гарантируются доверительные отношения с подзащитным (представляемым), с тем, чтобы его откровенность не могла быть использована ему во вред.
Особую этическую и процессуальную сложность вызывает свидетельство родственников. В практике судов они составляют около 25% от общего числа свидетелей по уголовным делам (данные приводятся по результатам обобщения судебной практики в судах г.Саратова и Саратовской области в 1994-1996 гг.; проведен анализ 326 уголовных дел и 539 свидетельских показаний).
Учитывая опыт мировой практики, при формировании института свидетельского иммунитета в уголовном судопроизводстве Российской Федерации к близким родственникам, имеющим право на иммунитет, можно отнести детей (в том числе усыновленных), родителей (усыновителей), братьев, сестер, деда, бабку, супруга и его родителей, братьев, сестер. Круг субъектов иммунитета должен быть определен таким образом, чтобы право, предоставляемое свидетелю, не превратилось в формальный отказ от свидетельства и в то же время не наносило ущерб лицам, связанным семейными отношениями.
Близкие родственники в силу родственных отношений, как правило, заинтересованы в исходе дела. С одной стороны, свидетель сознает обязанность говорить правду, а с другой - в силу родства желает помочь близкому человеку, дать выгодные для него показания. Давление на родственников угрозой привлечения их к уголовной ответственности за невыполнение ими обязанностей свидетеля ведет к нарушению общечеловеческих принципов морали. Свидетельство родственников в суде может привести и к распаду семьи, разрушению родственных отношений.
Свидетельский иммунитет родственников можно рассматривать с точки зрения предмета и субъектного состава. При этом целесообразно обратиться к историческому опыту России. Так, в Уставе уголовного судопроизводства России 1864 года выделялись, в частности, лица, совершенно неспособные к свидетельству, а также освобожденные от дачи показаний.
Неспособными к свидетельству считались лица, не обладающие возможностью воспринимать (органами чувств) факторы внешнего мира или излагать воспринятое, а также состоящие со сторонами в тесной родственной связи. К этой категории относились: признанные душевнобольными; лица, на которых лежала особо уважаемая государством обязанность профессиональной тайны; духовные лица в отношении того, что им поверено на исповеди; поверенные и защитники обвиняемых в отношении признания, сделанного им доверителем во время производства дела (ст.ст. 93, 704 Устава). Перечисленных лиц суд сам отстранял от дачи показаний. О других в законе не говорилось, но предполагалось, что каждый человек имел право отказаться от свидетельства, если оно противоречило его обязанности хранить тайну. Согласно Уставу свидетели могли быть отстранены от допроса по инициативе суда, противоположной стороны или по собственной инициативе устраниться от допроса.
Ныне, как отмечалось, свидетельский иммунитет родственников нашел закрепление на конституционном уровне. Наиболее полный перечень видов иммунитета дан в проекте УПК РФ, принятом Государственной Думой в первом чтении. В соответствии с ним не подлежат допросу в качестве свидетелей: судья, присяжный заседатель - об обстоятельствах уголовного дела, которые им стали известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а также в ходе обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, а равно представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением обязанностей по уголовному делу; адвокат, помощник адвоката - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с обращением за юридической помощью или ее оказанием; священнослужитель - об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое в силу своего малолетнего возраста либо психических или физических недостатков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкий родственник подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если он не дал согласия на допрос в качестве свидетеля по данному делу.
Нельзя, однако, не заметить отсутствия решения по актуальному вопросу (как в проекте, так и в действующем УПК РФ) о свидетельском иммунитете потерпевшего, если он находился с обвиняемым (подозреваемым) в таких отношениях, которые предполагают право на отказ от показаний.
Свидетельский иммунитет в уголовном процессе необходимо распространить на потерпевшего в случаях, когда преступление совершено его родственником, подпадающим под соответствующее определение (п.9 ст.34 УПК). Это соответствует положениям ч.1 ст.51 Конституции РФ.
Нуждается в уточнении и запрет на допрос в качестве свидетеля судьи, присяжного заседателя - об обстоятельствах уголовного дела, которые им стали известны в связи с участием в производстве по уголовному делу. Однако есть два исключения, когда может быть выяснено, какую позицию занимал судья в совещательной комнате.
Во-первых, в тех случаях, когда один из судей остается при особом мнении. С особым мнением, приобщенным к делу, вправе знакомиться судьи вышестоящего суда при рассмотрении дела в кассационном порядке, судьи и другие работники вышестоящих судов при проверке законности и обоснованности приговора в порядке надзора, работники прокуратуры, осуществляющие надзор.
Во-вторых, когда по делу ведется предварительное следствие по вновь открывшимся обстоятельствам - в связи с преступным злоупотреблением судей. По такому делу следователь вправе допросить судей и задавать вопросы лицам, участвовавшим в вынесении приговора, чтобы выяснить, кто из них какую позицию занимал.
Перечень лиц, подпадающих под понятие "родственник", считается исчерпывающим. Так, в силу ст.51 Конституции РФ сожитель не освобождается от обязанности давать свидетельские показания, поскольку не является ни супругом, ни близким родственником. Венчание в церкви, наличие совместных детей и ведение общего хозяйства, по смыслу п.9 ст.34 УПК, не порождает супружеских отношений и не освобождает от обязанностей свидетеля. Права и обязанности супругов, в том числе и в уголовном процессе, порождает лишь брак, заключенный в государственных органах актов гражданского состояния.
Свидетельский иммунитет родственников носит добровольный характер. Как известно, в уголовном судопроизводстве правоотношения складываются между органами дознания, следователем, прокурором, судом (судьей) и участниками уголовного процесса. Поскольку у свидетеля (потерпевшего) возникает право отказаться от дачи показаний, у названных правоохранительных органов появляется обязанность освободить его от свидетельства.
Суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст.280 УПК), должен одновременно разъяснить ему норму ст.51 Конституции Российской Федерации. Соответствующие положения должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед их допросом в качестве свидетеля или потерпевшего. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).
Право отказа от дачи показаний включает также и право отказаться от уже данного показания. В подобных случаях показания свидетелей не могут быть использованы в качестве доказательств ни на основании протокола допроса, ни путем пересказа их содержания лицом, присутствующим при допросе (понятыми, работниками милиции и т.п.). Допрос таких лиц и оценка их показаний означали бы обход права на свидетельский иммунитет, так как это равноценно оглашению на суде показаний свидетеля, данных в стадии предварительного расследования. Это ограничение не относится к другим лицам, которым свидетель, имеющий по данному делу иммунитет, рассказал об известных ему фактах во внепроцессуальном порядке.
Статья 19 Закона РФ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" предоставила право отказаться от дачи свидетельских показаний депутатам Федерального Собрания об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением своих депутатских обязанностей.
Добровольность иммунитета предполагает и право отказаться от него. Разъяснение дознавателем, следователем, прокурором, судом (судьей) свидетельской привилегии, изъявление свидетелями желания воспользоваться ею (равно как и отказ от нее) должны быть отражены в протоколе судебного заседания. В целях упорядочения процедуры рассмотрения дела свидетель, отказавшийся от иммунитета, не должен, на наш взгляд, иметь права на его восстановление по тому же делу и по тем же основаниям и в случае отказа от рассматриваемого права может быть привлечен к установленной законом ответственности на общих основаниях. При отсутствии у свидетеля права на иммунитет суд обязан отказать в его предоставлении, вынеся мотивированное определение.
Служебный иммунитет может быть основан на занимаемой должности и "служебном" содержании информации.
К первой разновидности свидетельской привилегии такого рода относится дипломатический иммунитет. Статья 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Свидетельский иммунитет распространяется на: членов семьи дипломатического агента, живущих вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания; членов административно-технического персонала представительства и живущих с ними членов семьи, если они не являются гражданами страны пребывания; членов обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, относительно действий, совершаемых при исполнении своих обязанностей.
По-иному решается вопрос в отношении консульских должностных лиц и сотрудников консульства. Консульское должностное лицо может отказаться от свидетельства только в случае, если предмет показаний связан с выполнением служебных обязанностей (ст.44 Венской конвенции о консульских отношениях 1963 года). Консульские служащие и обслуживающий персонал не освобождаются от свидетельства.
Вторая разновидность служебного иммунитета свидетеля основана на предмете свидетельских показаний. Он распространяется на подлежащие сохранению в тайне сведения, касающиеся сферы служебной деятельности.
Отдельные нормативные акты обязывают лиц не разглашать сведения, составляющие предмет профессиональной деятельности. Современным законодательством России предусматриваются тайны: государственная (ст.2 Закона РФ о государственной связи и информации, ч.4 ст.7 Закона РФ о коллективных договорах и соглашениях), таможенная (ст.14 Закона о таможенном тарифе), коммерческая (ст.139 ГК РФ, п.2 ст.15 Закона РФ о валютном контроле), служебная (ст.139 ГК РФ, ст.2 Закона РФ о государственной тайне), личная и семейная (ст.150 ГК РФ), врачебная (ст.ст.35 и 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан), нотариальная (ч.2 ст.5 Основ законодательства РФ о нотариате), лоцманская (п.13 Положения о лоцманской службе на внутренних водных путях РСФСР), следственная (ст.139 УПК), банковская (ст.25 Закона РФ о банках и банковской деятельности), тайна усыновления (ст.139 СК РФ), исповеди (п.11 ст.5 УПК) и некоторые другие.
В связи с этим зачастую возникает противоречие между обязанностью хранить тайну и давать свидетельские показания. Полагаем целесообразным предоставление свидетелям права отказаться от дачи показаний, если они касаются сведений, относящихся к тому или иному виду тайн.
Для удовлетворения потребностей правосудия и учета интересов свидетеля следует предусмотреть такой порядок, который отвечал бы целям уголовного судопроизводства и не ставил свидетеля в двусмысленное положение. Следовало бы с этой целью разработать перечень органов, имеющих право освобождать свидетеля от обязанности хранить тайну. В этом случае дело могло бы подлежать слушанию в закрытом судебном заседании.
Громов Н. |
Николайченко В. |
Конев В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Свидетельский иммунитет в уголовном процессе
Авторы
Конев В. - заместитель председателя Саратовского областного суда,
Громов Н. - доктор юридических наук,
Николайченко В. - кандидат юридических наук
Российская юстиция, 1997, N 9