Иностранные юридические лица: правовое положение в России
В последнее время движение капиталов, товаров и услуг через государственные границы происходит очень активно.
Масштабы присутствия иностранных юридических лиц в России зависят от правового режима и объема прав, которые наше законодательство предоставило иностранным субъектам.
Содержание термина "национальный режим" традиционно понимается как приравнивание иностранных граждан в отношении их прав и обязанностей к российским (ст.62 Конституции РФ). Этот принцип для иностранных физических и юридических лиц закреплен в Законе РСФСР от 4 июля 1991 г. об иностранных инвестициях (ст.6), в ГК РФ (ст.2). Однако представляет интерес определение иностранного, в том числе юридического лица, поэтому следует рассмотреть его в сочетании с парной категорией - "национальное лицо". При решении этого вопроса в нормативном материале нет единообразия. Например, имеется термин "российские лица", т.е. лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве "индивидуальных предпринимателей", и понятие "иностранные лица", т.е. "юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены". Такое обозначение дано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст.2). Вместе с тем в ряде актов о валютном, банковском, налоговом и другом законодательстве России весьма активно используются категории "резидентов" и "нерезидентов". Так, для целей валютного регулирования и валютного контроля под "резидентами" понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов. "Нерезидентами" признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.
Сопоставление приведенных понятий позволяет заключить: лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные.
Правда, при этом иногда могут возникать затруднения с определением термина "местонахождение" и, соответственно, фактическим его установлением. В большинстве государств континентальной Европы под местонахождением юридического лица подразумевают местопребывание административного центра, его головных органов. Однако все большее значение сегодня придается критерию, связанному с местом, избранным юридическим лицом для осуществления бизнеса, производственной, торговой и вообще любой деятельности, позволяющей извлекать прибыль.
В некоторых странах этот же фактор принимается за основу при квалификации юридических лиц "своими", т.е. национальными юридическими лицами.
Нередко какого-либо одного критерия установления принадлежности юридических лиц к отечественному или иностранному правопорядку - учреждения, или инкорпорации (т.е. внесения в реестр) - оказывается недостаточным и в результате применяются субсидиарные (либо альтернативные) признаки, такие, как местонахождение органов или проведение основной деятельности. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (введенных в действие на территории РФ с 3 августа 1992 г.) устанавливается, что в случаях внешнеэкономических сделок при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности (выделено автором) сторона, являющаяся лицом, которое совершает наиболее характерное для данного вида договора действие. Аналогична конструкция соответствующего положения в Законе о залоге применительно к отношениям между залогодателем и залогодержателем, если одной из сторон в них выступает иностранное, в том числе юридическое, лицо.
Итак, если установлено, что данное юридическое лицо является на территории РФ иностранным, что же оно вправе совершать в гражданско-правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения "иностранцев" в России является уравнивание их в правах с национальными лицами за некоторым изъятием, то каковы же исключения из правил и ограничения, составляющие эти изъятия?
Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, которое проводится, скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом, действующим через представительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым, осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или филиала. Попутно отметим, что первое в определенных отношениях пользуется преимуществами перед теми, кто реализует свою деловую активность на территории РФ без учреждения представительства. В частности, плата по договору аренды помещения, заключенному с представительством иностранного юридического лица, освобождается от взимания НДС (при определенных условиях, т.е. при наличии взаимности со стороны соответствующего государства).
В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств, или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренными законодательством Российской федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции, выступать в суде, будучи истцом, ответчиком, третьей стороной, совершать доверенности и действовать на их основании и т.п. При этом презюмируется, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву (п.2 ст.161 Основ гражданского законодательства). В то же время это не означает, что нельзя стремиться к соблюдению императивных предписаний, установленных иностранным законом, т.е. правоположениями того государства, где данное юридическое лицо считается национальным. Однако в настоящем изложении все же больший интерес представляет отбор и анализ соответствующих норм российского права, созданных для регулирования отношений, в которых участвуют иностранные юридические лица.
Если говорить о ведении операций внешнеэкономического характера, которые являются, как правило, в случаях с иностранными юридическими лицами ключевыми, то здесь следует отметить отсутствие требований о каких-либо формальных разрешениях со стороны российского государства для их осуществления, при сохранении для участников необходимости соблюдения императивных материально-правовых норм, регулирующих такие отношения. Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспечивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с операциями на территории РФ и т.д.
Так, если в соответствии с Указом Президента РФ N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", вступившим в силу 1 ноября 1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это распространяется и на иностранные юридические лица. В связи с этим необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности должен сопровождаться обязательным ввозом на таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам либо зачислением на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.
Другой сферой в правовом и экономическом отношении, наиболее значимой для иностранных юридических лиц, является инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику. Возникающая вследствие этого соответствующая хозяйственная деятельность может проходить в рамках вновь созданных структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства. В подавляющем большинстве случаев - это, если не идет речь о филиалах и представительствах, хозяйственные общества и товарищества (ранее - акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью и так называемые совместные предприятия) в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.
Литература последнего времени изобилует публикациями прикладного характера, представляющими, так сказать, своеобразный "путеводитель" для иностранных предпринимателей, решивших создать структуру в рамках российского правопорядка. Поэтому нет, видимо, необходимости останавливаться на организационных проблемах. В данном случае, более целесообразно рассмотреть некоторые неоднозначные положения российского права, которые не дают сами по себе исчерпывающих ответов на ряд вопросов. Возьмем такую весьма распространенную ситуацию, когда при учреждении, скажем, акционерного общества в РФ иностранный участник производит оплату акций имуществом, денежная оценка которого подлежит согласованию с другими учредителями. Данная форма оплаты не противоречит действующему праву и именно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. об акционерных обществах. Более того, для иностранных юридических лиц подобное является весьма привлекательным, означает финансовую льготу - ввоз товаров, осуществляемых в порядке внесения имущественных вкладов в уставные фонды хозяйственных обществ и товариществ, освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС. Оплата может быть произведена и деньгами, ценными бумагами, другими вещами, а также имущественными правами, имеющими денежную оценку. Иностранными инвестициями согласно Закону об иностранных инвестициях в РСФСР являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) (ст.2). Таким образом, вкладом в уставный капитал общества, будь то со стороны отечественных или иностранных участников, могут служить наряду с прочим и имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. При этом подобным вкладом не может быть непосредственно объект промышленной интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, программа ЭВМ и т.д.) или "ноу-хау". В то же время вполне признается в качестве вклада исключительное или неисключительное право пользования объектами указанного рода, передаваемое обществу по договору лицензии.
Вопросы правового режима вкладов в имущество хозяйственных товариществ и обществ, учреждаемых в Российской Федерации, которые вносятся в уставный капитал их участниками, ввиду недостаточно полной урегулированности в нормативных актах (Гражданском Кодексе РФ, Законе об акционерных обществах) подверглись обобщению в рамках судебного применения законодательства и его надлежащего толкования. Так, в соответствии с разъяснениями пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации при решении споров по поводу имуществ, возникающих между хозяйственным обществом и его учредителями (участниками), следует исходить из того, что имущество в натуре, внесенное участником в уставный (складочный) капитал общества, принадлежит последнему на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества или общества содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не конкретное имущество в натуре, а права владения и (или) пользования определенным имуществом. Разъяснения, данные высшими судебными инстанциями РФ, достаточно четко формулируют требования к установлению содержания соответствующих правовых норм в этом смысле и предписывают, что условия учредительного договора хозяйственного товарищества или общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава общества, должны признаваться недействительными, за исключением тех случаев, когда такая возможность предусмотрена законом (п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
Многообразие возможностей иностранных юридических лиц в аспекте их выступления в хозяйственном обороте РФ подтверждается относительно недавно принятым Законом от 30 декабря 1995 г. о соглашениях о разделе продукции. Этим актом урегулированы отношения инвесторов, в том числе и иностранных, в специфической сфере поиска, разведки, добычи минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны. Согласно Закону "соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск". Соглашение определяет все необходимые условия, касающиеся пользования недрами, условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения (п.1 ст.2). Самым основным специфическим элементом рассматриваемого договора представляется его субъектный состав - сторонами соглашения являются Российская Федерация (государство) и инвесторы (ст.3). Споры между государством и инвестором рассматриваются в зависимости от положений соглашений в суде, арбитражном или третейском суде. В том числе и в международных арбитражных институтах (ст.22).
Данный Закон содержит важную для российского правопорядка новеллу. В частности, в его ст.23 указывается: в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения.
Что же касается изъятий из принципа национального режима в отношении иностранных юридических лиц, то они, как правило, связаны с ограничениями по видам и характеру деятельности: банковская деятельность, страхование, рыболовство, добыча полезных ископаемых, разработка недр и т.п., либо обусловлены режимом соответствующей территории (пограничные участки, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т.д.).
При этом былые запреты сменяются менее жестким регулированием, позволяющим, как например, в банковской сфере, частичную деятельность иностранных лиц.
Ануфриева Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иностранные юридические лица: правовое положение в России
Автор
Ануфриева Л. - кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права МГЮА
Российская юстиция, 1997, N 2