Уголовно-исполнительный кодекс принят.
Впереди - реорганизация пенитенциарной системы
1 июля 1997 г. вводится в действие Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г.
О проблемах, связанных с фактической реорганизацией пенитенциарной системы страны, редактор отдела журнала Александр Ваксян беседует с начальником юридического отдела Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) МВД России, кандидатом юридических наук, подполковником внутренней службы Олегом Лысягиным.
* * *
- Олег Борисович, прежде всего, в связи с принятием УИК РФ, хотелось бы уяснить ваше личное отношение, подход ответственных работников Главка и Министерства к идее передачи пенитенциарных учреждений в состав Минюста России.
- И у руководства МВД, и у меня отношение к этому резко отрицательное. Такая передача ныне противоестественна. Пенитенциарная система - это, если хотите, государство в государстве, со своей системой снабжения, связи, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительного, транспортного, медицинского и прочего обеспечения. Вычленить из состава МВД столь многопрофильное образование не только не рационально, но просто-напросто невозможно. Принятие УИК в этом вопросе ничего не меняет.
- А теперь ближе к самому новому Кодексу. В чем суть новаций, каковы пути и возможности их реализации?
- Суть - в приведении российского уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с Конституцией РФ, с самой идеей создания правового государства.
На протяжении десятилетий из исправительно-трудовых учреждений на волю выходили нередко никому не нужные, озлобленные, ожесточившиеся люди, неспособные адаптироваться к условиям свободы.
Принятие Уголовно-исполнительного кодекса призвано, пусть не сразу, а постепенно, изменить ситуацию.
Российское законодательство приведено в соответствие с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, другими актами.
Немного статистики. Первоначально Особенная часть УК РСФСР содержала 206 составов преступлений; к 1996 году она разрослась до 272 статей. В новом УК РФ - 256 статей, предусматривающих преступные деяния. Ряд деяний декриминализирован (всего их насчитывается - 78). Вместе с тем новый УК РФ содержит 63 состава преступлений, не известных УК РСФСР.
Анализ статей нового УК показал, что число статей, предусматривающих наказание в виде лишения свободы, сократилось на 20.
Однако прогноз тенденций преступности говорит о том, что общий рост количества совершаемых преступлений обусловит в ближайшее время увеличение числа осужденных, направляемых в места лишения свободы. В настоящее время здесь содержится около 765 тыс. осужденных, в следственных изоляторах - 285 тыс. человек. Только за 1996 год количество осужденных возросло на 41 тыс. человек (6%). Каждый четвертый осужден за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений, каждый пятый - за грабеж, разбой или изнасилование. Почти половина осужденных - лица в возрасте до 25 лет.
Как видим, дела с преступностью и соответствующими "перспективами" далеко не блестящи. Все это заставляет нас основной акцент перенести на ту часть работы, которая обеспечивает снижение рецидива. Заключенные - не безликая масса. И в УИК предусмотрена система мер, направленных на реальное стимулирование правопослушного поведения как внутри колонии, так и по выходе из нее.
- Назовите, пожалуйста, хотя бы основные новации Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
- Чрезвычайно важной является регламентация системы контроля и надзора за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы. Впервые в законодательстве закреплены судебный контроль (ст.20), ведомственный контроль (ст.21), прокурорский надзор (ст.22), возможность участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания (ст.23).
Применительно к исполнению одного из суровых видов наказаний - лишения свободы, принципиальным является положение нового Кодекса о месте отбывания наказания. В ст.73 УИК РФ определено, что лица, осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах субъекта Российской Федерации, где они проживали до ареста или были осуждены. Трудно переоценивать значимость названного установления для сохранения социально полезных связей осужденных. К тому же определение законом места отбывания наказания сократит расточительные перевозки осужденных в другие регионы страны, повысит ответственность местной администрации за создание в местах лишения свободы нормальных условий содержания осужденных.
Существенной является норма об установлении различных условий содержания в каждом учреждении - обычных, облегченных и строгих (ст.87). Улучшение условий содержания зависит как от отбытого срока, так и от поведения осужденного.
Согласно ст.98 УИК РФ осужденные к лишению свободы получают право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в случае достижения соответствующего пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца.
Предусмотренные УИК РФ меры поощрения, как и меры взыскания, имеют целью побудить осужденных соблюдать принятые в обществе нормы поведения.
Следует подчеркнуть, что перечень мер взыскания в отношении осужденных к лишению свободы строго определен законом (ст.115 УИК РФ). Среди них такие, как выговор, дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда, а в отношении осужденных, допустивших злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, водворение в штрафной изолятор либо помещение камерного типа.
- К чему на практике приведет введение в действие с 1 января 1997 г. УК РФ и с 1 июля 1997 г. - УИК РФ?
- По нашим оценкам в связи с декриминализацией некоторых деяний подлежат изменению приговоры на 13 тысяч осужденных, в том числе 5 тысяч будут освобождены от наказания.
Для нормализации обстановки с размещением осужденных уже сейчас требуется открытие 49 колоний, в том числе 20 мужских общего режима и 5 - для впервые осужденных женщин, одной для ВИЧ-инфицированных, 20 - для больных туберкулезом.
Для реализации новых видов наказаний в виде ограничения свободы потребуется создание новых учреждений - исправительных центров, а арестов - арестных домов. Это, а также организация исполнения осужденными обязательных работ, потребует поначалу вложения огромных средств (более 10 трлн.руб.), что сопоставимо с бюджетом всей уголовно-исполнительной системы.
Принятие УИК РФ влечет и пересмотр практически всей действующей нормативно-правовой базы, касающейся исполнения наказаний (более 20 документов). Так, в настоящее время разрабатывается предложение по внесению изменений в Федеральный закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
Предстоит также подготовка и утверждение положений об уголовно-ислолнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и об исправительных центрах. В Госдуму будет направлен проект федерального закона о внесении изменений в ст.60 Жилищного кодекса РСФСР, касающихся сохранения жилого помещения за лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше шести месяцев.
Несомненно, будут разработаны и утверждены также новые правила внутреннего распорядка исправительных колоний.
- Что делается для обеспечения реализации норм законодательства об условиях отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима осужденных к пожизненному лишению свободы?
- В соответствии со ст.127 УИК РФ такие осужденные размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека.
В связи с этим планируется переоборудовать существующие и открыть новые колонии для осужденных к пожизненному лишению свободы. На все это потребуется, правда, как минимум 30 млрд.рублей.
Нельзя не отметить, что и для осужденных пожизненно при отбытии ими не менее 10 лет в строгих условиях предусмотрен перевод в обычные, а по отбытии не менее 10 лет в обычных - в облегченные условия. На началах, предусмотренных ч.5 ст.79 УК РФ и ст.76 УИК РФ, возможно и применение условно-досрочного освобождения к осужденным, отбывающим пожизненное лишение свободы.
- С 1 июля 1997 г. будет действовать "Порядок исполнения смертной казни", предусмотренный ст.186 УИК РФ. Как на практике будут реализовываться соответствующие нормы Уголовно-исполнительного кодекса?
- Обратите внимание: ст.59 УК РФ ("смертная казнь") не называет способ приведения приговора в исполнение. Статья 186 УИК РФ однозначно гласит: смертная казнь исполняется не публично путем расстрела. Названы и три должностных лица, присутствующие при исполнении приговора: прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач. Совершенно очевидно: в целях обеспечения безопасности указанных лиц места их работы не конкретизируются.
Могу лишь вас заверить, что никаких "профессионалов-исполнителей" в системе ГУИН МВД РФ нет.
Исполнение приговора осуществляется не просто "в строгом", а можно сказать, - в строжайшем - до мельчайших деталей, соответствии с законом. Не допускаются никакие отступления.
Однако, если есть (и реализуются) такие понятия, как "служебная тайна", "коммерческая тайна", "врачебная тайна", "редакционная тайна", "тайна совещательной комнаты судей", наконец "тайна исповеди", то позвольте же и нам в чем-то не быть исключением.
Вместе с тем, если общество в лице законодательных органов пожелает объявить мораторий на исполнение смертной казни, будет сделано и это.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовно-исполнительный кодекс принят. Впереди - реорганизация пенитенциарной системы
Автор
Лысягин О. - начальник юридического отдела Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) МВД России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы
Российская юстиция, 1997, N 3