Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 марта 2005 г. N А72-9273/04-4/216
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, г.Ульяновск,
на решение от 09.11.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9273/04-4/216,
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г.Ульяновск, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области, г.Ульяновск, о признании недействительным ее решения от 30.11.2001 N 16-13-15/6786 в части отказа в праве на реструктуризацию задолженности по начисленным штрафам по налогу на доходы физических лиц,
установил:
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.11.2004 удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г.Ульяновск, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области, г.Ульяновск, о признании недействительным ее решения от 30.11.2001 N 16-13-15/6786 в части отказа в праве на реструктуризацию задолженности по начисленным штрафам по налогу на доходы физических лиц.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
По мнению налогового органа налогоплательщиком пропущен срок исковой давности, кроме того, Общество в части задолженности по налоговой санкции по налогу на доходы физических лиц является налоговым агентом, а не налогоплательщиком, которому может быть представлено право на реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, пеням по ним и штрафам перед федеральным бюджетом.
Судебной коллегией в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено заявленное ответчиком ходатайство о его замене в связи с реорганизацией в порядке преобразования по приказу Федеральной налоговой службы России от 19.10.2004 N САЭ-3-15/3 на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2002 по делу N А72-3274/02-Кд 222, имеющего преюдицию к данному делу, удовлетворены исковые требования открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" к управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области о признании недействительным его письма от 30.11.2001 N 16-13-15/6786 в части отказа в праве на реструктуризацию задолженности открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" по начисленным пеням по налогу на доходы физических лиц.
20.11.2001 открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" обратилось с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также по пеням и штрафам в порядке, предусмотренными постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по исчисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и от 02.11.2001 N 761 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ульяновской области письмом от 30.11.2001 N 16-13-15/6786. отказало открытому акционерному обществу "Ульяновский автомобильный завод" в праве на реструктуризацию задолженности по начисленным штрафам в части налога на доходы физических лиц, поскольку, по мнению налогового органа, право на реструктуризацию задолженности предоставляется только юридическому лицу, тогда как в этом случае плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое лицо.
Согласно пункту 1 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, зафиксировано, что реструктуризации подлежит задолженность организации по начисленным ей пеням и штрафам, при этом о том, что эти пени и штрафы должны относиться только к тем налогам, которые подлежат реструктуризации, в постановлении не указано. Таким образом, пени и штрафы подлежат реструктуризации независимо от правовых оснований их начисления, в том числе и по тем налоговым задолженностям, которые согласно постановлению от 03.09.1999 N 1002 не подлежат реструктуризации.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка реструктуризации не подлежит задолженность по пеням и штрафам, которые начислены за несвоевременную уплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога на пользователей автомобильных дорог, других исключений по реструктуризации пени и штрафов, начисленных за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных организацией налогов на доходы физических лиц, нет.
На основании вышеуказанного порядка открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" вправе реструктуризировать свою задолженность перед федеральным бюджетом по всей сумме штрафов, начисленных за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" имеет право на реструктуризацию задолженности по исчисленным штрафам как юридическое лицо. В данном случае открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" согласно положениям статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации выступает в качестве налогового агента, и на него возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, не содержит ограничений по реструктуризации задолженности по штрафам, начисленным за несвоевременную уплату подоходного налога с физических лиц.
Доводы ответчика о том, что задолженность налогового агента не подлежит реструктуризации, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета на возможность предоставления реструктуризации юридическим лицам - налоговым агентам.
При таких обстоятельствах коллегия решение суда находит законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287 (подпункт 1 пункта 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 09.11.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-9273/04-4/216 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2005 г. N А72-9273/04-4/216
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании