Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 21 декабря 2004 г. N А65-10527/04-СА1-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Набережные Челны, г.Набережные Челны,
на решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10527/04-Са1-7,
по заявлению Государственного унитарного предприятия - "Комбинат строительных материалов", г.Набережные Челны к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Набережные Челны, г.Набережные Челны о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Комбинат строительных материалов" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным (незаконным) решения N 93 от 30.04.04 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Набережные Челны, которым налоговая инспекция привлекла предприятие к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года в виде штрафа на сумму 2432 рубля, а также доначислено 12160 рублей налога и 545 рублей пени.
Решением арбитражного суда от 30.06.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Набережные Челны просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению заявителя жалобы, при отсутствии в должном порядке установленном нормативе потерь твердых полезных ископаемых заявитель не имел право на применение 0 ставки по налогу на добычу полезных ископаемых.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Набережные Челны была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2003 года, представленной Государственным унитарным предприятием "Комбинат строительных материалов".
По результатам проверки ответчиком вынесено решение N 93 от 30.04.04 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 12160 рублей в результате исключения из налогооблагаемого объема 1180 тонн, облагаемого по ставке 0%.
Указанным решением на ответчика были наложены налоговые санкции в размере 2432 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 545 рублей.
Суды, признавая данное решение недействительным, правомерно исходили из того, что в действиях заявителя отсутствовал состав правонарушения, связанного с порядком уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и, следовательно, у ответчика отсутствовали основания для привлечения его к налоговой ответственности и начисления налога и пени.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых явилось уменьшение объекта налогообложения на объем нормативных потерь.
В соответствии с подпунктами 1, 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации пределы нормативов потерь полезных ископаемых и пределы нормативов содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства для целей применения налоговой ставки ноль процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь и полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах и отходах, утверждаются в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Согласно разъяснений Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Гостехнадзора Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (письма от 16.08.02 N ПС-19-46/4407, от 13.08.02 N АС-04-35/472, N ШС-6-21/1383) нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки, при добыче твердых полезных ископаемых, утвержденные в установленном до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 порядке, применяются с 01.01.2002 и повторному утверждению не подлежат.
Исходя из изложенного, суды при разрешении спора обоснованно исходили из того, что в указанных случаях документом, подтверждающим утверждение нормативов потерь твердых полезных ископаемых, является копия решения территориального органа Госторгтехнадзора Российской Федерации по результатам рассмотрения планов развития горных работ на 2002 год и соответствующая выписка из указанного решения.
Поскольку порядок рассмотрения и утверждения нормативов потерь и уточненных потерь на последующие периоды до настоящего времени уполномоченными на это органами не принят, заявитель в своей деятельности руководствовался письмом Управления Приволжского округа Федерального горного и промышленного надзора и протоколом N 43-2003 от 24.04.03 решения комиссии по рассмотрению ежегодных планов развития горных работ, а также заключением N 61 от 13.08.98 Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Указанными актами коэффициент потерь на Ворошиловском карьере установлен в размере 9,8%.
Заявителем в пределах этой нормы фактических потерь от добытых в 2003 году полезных ископаемых - 11911 тонн была применена ставка 0% к 1180 тоннам.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии вины налогоплательщика в совершении вменяемого ему правонарушения соответствуют закону и материалам дела, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 30.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-10527/04-Са1-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2004 г. N А65-10527/04-СА1-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании