Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 декабря 2004 г. N А55-14193/03-34
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АВТОВАЗТРАНС", г.Тольятти,
на постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14193/03-34,
по заявлению открытого акционерного общества "АВТОВАЗТРАНС", г.Тольятти к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, г.Тольятти о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество "Автовазтранс" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области N 02-24/02-03/09 от 22.07.2003.
Решением арбитражного суда от 29.06.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2004 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Автовазтранс" просит постановление апелляционной инстанции отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС Российской Федерации N 2 по Самарской области в период с 20.05.03 по 21.06.03 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Автовазтранс", в результате которой установлены налоговые нарушения в виде невнесения в бюджет платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, непредставление налоговых деклараций по данным платежам за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт проверки N 02-25/02-03/08 от 02.07.03.
На основании акта проверки налоговым органом вынесено решением N 02-24/02-03/09 от 22.07.03 о привлечении заявителя к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 13130 рублей на основании по пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за не внесение в бюджет платы за пользование недрами и штрафа в сумме 150761 рубля по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по этой плате, также взыскан штраф в сумме 16050 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и штрафа в сумме 194236 рублей по пунктам 1 и 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций по данным отчислениям.
Кроме того, данным решением налоговым органом предложено заявителю уплатить в бюджет доначисленные за проверяемый период плату за пользование недрами в сумме 65653 рублей, пени в сумме 38938 рублей и отчисления на воспроизводство МСБ за тот же период в сумме 80249 рублей, пени в сумме 49902 рублей.
По мнению налогового органа, основанием для начисления данных сумм послужили следующие обстоятельства. Заявитель в 2000 и 2001 годах пользовался недрами (подземной водой и песком), однако плату за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в бюджет не вносил и не представил в налоговый орган в установленные сроки налоговые декларации по данным платежам, что является нарушением требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в редакции, действующей в указанные годы и Постановления Правительства Российской Федерации N 597 от 17.05.96 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".
По мнению общества, оно не должно было вносить в бюджет плату за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поскольку у него не было лицензии, а за самовольное пользование недрами в соответствии со статьями 9, 11, 12 ФЗ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" он может нести административную либо уголовную ответственность, но не налоговую.
Судами установлено, что заявитель имеет в своем составе участок недр - горный отвод для добычи подземной воды с целью хозяйственно-бытового водоснабжения в виде скважины для добычи артезианской воды, что подтверждается протоколом осмотра скважины от 27.05.03 N 4.
Кроме того, заявитель осуществлял добычу песка на Тимофеевском карьере, расположенном в городе Тольятти Самарской области. Данный песок использовался для реализации и для собственного потребления, что подтверждается бухгалтерской справкой заявителя об отпуске песка.
Факт пользования недрами в 2000-2001 годах установлен судами и заявителем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии подпунктами 2 и 3 статьи 39 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в действующей на тот момент редакции), при пользовании недрами производятся платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Как установлено судом заявитель фактически пользовался недрами, то есть пользовался правами недропользователя, соответственно и должен был нести обязанности недропользователя по внесению в бюджет платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Внесение данных сумм в бюджет не рассматривается как ответственность за совершение тех или иных действий, а является платой за пользование недрами, поскольку законодательством о налогах и сборах определено, что пользование недрами в Российской Федерации является платным. Действительно, самовольное пользование недрами может является основанием для привлечения к административной, либо уголовной ответственности, но это не освобождает от обязанности по внесению платы за пользование недрами. Вышеуказанные статьи 9, 11, 12 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", на которые ссылается заявитель, определяют порядок недропользования и их несоблюдение не освобождает от внесения в бюджет соответствующих платежей. Поскольку заявитель не вносил в бюджет данные платежи и не сдавал по ним декларации, налоговый орган правомерно привлек его к налоговой ответственности и оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 07.09.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14193/03-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 декабря 2004 г. N А55-14193/03-34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании