Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 9 декабря 2004 г. N А57-160/04-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области, г.Энгельс Саратовской области,
на решение от 23.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-160/04-22,
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго", г.Саратов к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области, г.Энгельс Саратовской области о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Саратовэнерго" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области N 1853/5 от 19.09.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговых санкций размере 9253 рублей, налога на землю в сумме 61687 рублей и пени в размере 3157 рублей.
Решением арбитражного суда от 23.06.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Саратовской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, считая, что доначисление обществу налога и применение финансовых санкций является обоснованным. В жалобе указывается, что при вынесении решения был использован список юридических лиц - плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение города Энгельса, предоставленным Управлением землепользования Энгельсского муниципального образования, так как согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций списками юридических лиц - плательщиков земельного налога, подготовленных на основе данных государственного земельного кадастра, возложена именно на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела Межрайонной инспекцией МНС России N 7 по Саратовской области проведена камеральная проверка ОАО "Саратовэнерго" по филиалу "Приволжские электрические сети" по вопросу правильности исчисления и уплаты земельного налога за 2003 год. По результатам проверки вынесено решение N 1853/5 от 19.09.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговых санкций размере 9253 рублей, налога на землю в сумме 61687 рублей и пени в размере 3157 рублей.
Судами установлено, что выводы ответчика о совершении ОАО "Саратовэнерго" налогового правонарушения основаны на Списке юридических лиц - плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение города Энгельса, предоставленном Управлением землепользования Энгельсского муниципального образования, в котором указаны сведения о земельных участках, находящихся в постоянном пользовании ОАО "Саратовэнерго", Письме Управления землепользования N 0110/892 от 18.09.2003, содержащем ставки земельного налога.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложена обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах подготовленными на основе данных государственного земельного кадастра списками юридических лиц и граждан - плательщиков земельного налога.
Согласно письму Управления землепользования администрации Энгельсского муниципального образования N 01.10/520 от 23.04.2004 кадастровый учет земельных участков, принадлежащих на праве постоянного бессрочного пользования ОАО "Саратовэнерго", отсутствует.
Судами установлено противоречия в данных о ставке земельного налога, подлежащей применению при исчислении земельного налога, о налогооблагаемой базе, содержащихся в Письме Управления землепользования N 0110/892 от 18.09.2003 и в Письме Управления землепользования N 0110/994 от 09.10.2003.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что отсутствие согласованности во взаимодействии налогового органа и Управления землепользования Энгельсского муниципального образования по вопросу учета плательщиков земельного налога, влекущее за собой наличие противоречивой информации, которую использует налоговый орган при проведении проверок по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на землю, не может служить основанием для признания действий налогоплательщика противоправными.
ОАО "Саратовэнерго" представило суду доказательства, подтверждающие довод об исключении из состава налогооблагаемой базы земельного участка 3118,0 кв.м по ул.М.Расковой, 16. В соответствии с Постановлением администрации объединенного муниципального образования Энгельсского района Саратовской области N 2691 от 26.06.2000, согласно которому право собственности на многоквартирный дом по указанному адресу перешло к Объединенному муниципальному образованию Энгельсского района Саратовской области, был заключен договор дарения квартир от 01.09.2000, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 года, действовавшего на дату заключения договора дарения, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество, удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Довод Межрайонной инспекции МНС России N 7 по Саратовской области о том, что доказательством прав налогоплательщика на земельные участки являются Списки юридических лиц - плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение города Энгельса, предоставленных налоговому органу Управлением землепользования Энгельсского муниципального образования, обоснованно признан судами несостоятельным и не соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, дослуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Налоговым органом не доказано наличие условий, необходимых для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, а именно наличие события налогового правонарушения и наличие вины лица в совершении налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 23.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.09.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-160/04-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2004 г. N А57-160/04-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании