Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 ноября 2004 г. N А65-587/04-СА1-37
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерству Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск Республики Татарстан,
на решение от 19.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-587/04-СА1-37,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гермокров", г.Нижнекамск к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск о признании недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гермокров" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным решения N 366 от 04.11.2003 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 33708 рублей, доначисления суммы налога в размере 6775762 рублей, взыскания суммы налога на добавленную стоимость в размере 6742054 рублей, пени и штрафов в общей сумме 3982126,77 рублей и обязании предоставить возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 33708 рублей путем принятия соответствующего решения по налоговой декларации от 06.06.2003.
Решением арбитражного суда от 19.05.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.
Как следует, из представленных по делу документов, ответчиком проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года, по которой было заявлено к возмещению 33708 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 907а от 08.09.2003, в котором указано, что сумма налога на добавленную стоимость подлежащая возмещению из бюджета и отраженная в налоговой декларации в размере 33708 рублей по данным проверки не подтверждается по причине того, что были направлены запросы в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Республике Татарстан для проведения встречной проверки ООО "ЭнергоСтройДизайн" и ООО "Навигация" по факту взаимоотношения с ООО "Гермокров". Согласно полученным ответам названные организации по юридическому адресу не находятся, отчетность не предоставляют, местонахождение руководителей не известно. Учитывая изложенное сумма налога на добавленную стоимость по реализованным товарам (работам, услугам) составила 6916998,49 рублей, а сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным материальным ценностям составила 174944,39 рублей, в связи с чем разница в сумме 6742054,1 рубль подлежала уплате в бюджет.
Представленные заявителем возражения на акт проверки не были приняты налоговым органом в связи с невозможностью проверки достоверности представленных заявителем документов, выданных ООО "ЭнергоСтройДизайн" и ООО "Навигация".
На основании акта налоговой проверки ответчиком вынесено решение N 366 от 04.11.2003 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налоговых санкций составила 1685513,5 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и 1348410,8 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, данным решением заявителю было отказано в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года в сумме 33708 рублей, доначислена сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг) подлежащая к вычету в размере 6775762 рубля, подлежало взысканию с заявителя 6742054 рубля налога на добавленную стоимость, а также доначислены пени в сумме 948202,47 рублей.
Удовлетворяя заявление суды исходили из того, что заявитель доказал право на возмещение налога из бюджета, поскольку согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Между тем, вывод судов о том, что сумма налога подлежащая уплате обществом в бюджет меньше суммы налоговых вычетов, не основан на материалах дела.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Из пункта 1 этой статьи следует, что налоговые вычеты, установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм и статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для применения налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость являются первичные документы: счета-фактуры, составленные продавцами в соответствии с требованиями пунктов 5-6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, выставленные при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога по этим счетам-фактурам.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5-6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Имеющиеся в деле счета-фактуры, выставленные ООО "Навигация" главным бухгалтером не подписаны, счета-фактуры, выставленные ООО "ЭнергоСтройДизайн" в деле отсутствуют. Поэтому вывод судов о том, что выставленные этими организациями счета-фактуры соответствуют требованиям пунктов 5-6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации не основан на имеющихся в деле доказательствах. Не подтвержден и факт уплаты заявителем 6775762 рублей налога на добавленную стоимость на основании этих счетов-фактур, так как соответствующие платежные документы в деле отсутствуют.
Не может судебная коллегия согласиться и с утверждениями суда о том, что обжалуемое решение не содержит сведений о том, какие виновные неправомерные действия заявителя повлекли неуплату налога на добавленную стоимость. Из акта проверки следует, что заявителем в декларации сумма налога подлежащая уплате в бюджет указана 4574811 рублей, тогда как из книги продаж следовало, что указанная сумма составляет 6916988 рублей. При этом и акте и в решении налогового органа приведены конкретные номера счетов-фактур и платежных поручений на основании которых было произведено доначисление налога. Расчеты ответчика в этой части заявителем не оспаривались.
Однако данному обстоятельству судами оценка не дана. С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 19.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-587/04-СА1-37 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 ноября 2004 г. N А65-587/04-СА1-37
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании