Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 октября 2004 г. N А55-16874/03-43
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Тольяттинской таможни, г.Тольятти,
на решение от 19.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-16874/03-43,
по заявлению открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", г.Нижнекамск к Тольяттинской таможне, г.Тольятти о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" обратилось в Арбитражный суд Самарской области заявлением о признании незаконным Постановления Тольяттинской таможни N 10417000-161/2003 от 21.11.2003 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Решением арбитражного суда от 19.03.2004 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тольяттинская таможня просит вынесенные по делу судебные акты отменить, ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, 21.11.2003 Тольяттинской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО "Нижнекамскнефтехим" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Судом установлено, что ОАО "Нижнекамскнефтехим" согласно договору N 67/20 от 01.01.2000 арендовало 127 железнодорожных цистерн у фирмы "Нижекс-Скандинавия" (Финляндия) для перевозки нефтехимических продуктов.
Указанные цистерны были ввезены на территорию Российской Федерации для целей их загрузки товаром и последующего вывоза с территории Российской Федерации. Цистерны переданы обществу на станции Биклянь Куйбышевской железной дороги в период с марта 1999 года по апрель 2000 года по актам приема-передачи.
Из данных о движении железнодорожных составов, предоставленных Главным информационно-вычислительным центром открытого акционерного общества "Российские железные дороги" следует, что ОАО "Нижнекамснефтехим" использовало 39 железнодорожных цистерн из числа арендованных по договору от 01.01.2000 и временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации не только для международных перевозок, но и для перевозок по территории Российской Федерации.
Из письма Татарстанской таможни от 21.02.2003 N 02-12/20ф, в зоне деятельности которой общество зарегистрировано как участник внешнеэкономической деятельности, следует, что заявитель таможенного оформления арендованных им железнодорожных цистерн не производил. По мнению налогового органа в бездействии общества имеются признаки административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере стоимости транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения.
Удовлетворяя заявление общества, суды правомерно исходили из того, что в действиях общества нет состава правонарушения, предусмотренного указанной статьей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и (или) транспортных средств.
Ввоз цистерн на территорию Российской Федерации для загрузки определяется как таможенный режим временного ввоза, предусмотренного статьей 68 Таможенного кодекса Российской Федерации. При временном ввозе пользование товарами или транспортными средствами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности в случае: временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок; если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
Согласно подпункту "в" пункта 2 Положения "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств" транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза), определенным таможенным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно подпункту "б" пункта 2 указанного Положения временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами допускается при соблюдении следующих условий: транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства на имя иностранного лица, ввозятся и используются иностранным лицом, за исключением прицепов, полуприцепов, железнодорожных вагонов и контейнеров, которые могут ввозиться и использоваться российским лицом для разгрузки товаров на территории Российской Федерации или загрузки товаров с целью их немедленного вывоза с территории Российской Федерации.
В пункте 11 данного Положения указано, что таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенные органы Российской Федерации принимают в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Судами установлено, что железнодорожные цистерны ввозились на территорию Российской Федерации по полно оформленным железнодорожным накладным советско-финляндского прямого железнодорожного сообщения, что не оспаривается налоговым органом, а также в свою очередь подтверждает факт декларирования этих цистерн.
Согласно статье 168 Таможенного кодекса Российской Федерации декларированию подлежат транспортные средства, таможенный режим которых изменяется в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации. Обязанность повторного декларирования транспортных средств, ввезенных в режиме временного ввоза при использовании их на внутренних перевозках, актами законодательства Российской Федерации прямо не предусмотрена.
Ссылка таможенного органа на Распоряжение Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.07.2001 N 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" о необходимости повторного декларирования цистерн обоснованно не принята судами во внимание, поскольку документ регулирует порядок уплаты таможенных платежей, но не порядок повторного декларирования товаров.
Также судебной коллегией не могут быть приняты во внимание ссылки Тольяттинской таможни на Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", приказ Государственного таможенного комитета России от 05.01.1994 N 1 "О таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" ввиду того, что дынные акты также не предусматривают повторного декларирования товаров.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 19.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-16874/03-43 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2004 г. N А55-16874/03-43
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании