Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 23 марта 2005 г. N А55-12213/04-11
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области, г.Нефтегорск Самарской области,
на решение от 28.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12213/04-11,
по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г.Самара к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области, г.Нефтегорск Самарской области об обжаловании действий должностных лиц налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество "Самарнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области N 08-2148 от 12.08.03 и обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы по налогу на имущество в размере 157396 рублей в счет предстоящих налоговых платежей в тот же бюджет, а также взыскать проценты за несвоевременный зачет излишне уплаченных налогов в размере 43470 рублей 76 копеек за период с 25.11.02 по 02.08.04, ссылаясь на наличие переплаты.
Решением арбитражного суда от 28.10.2004 заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным письмо налогового органа N 08-2148 от 12.08.03, как не соответствующее требованиям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченной суммы по налогу на имущество в размере 157396 рублей в счет предстоящих налоговых платежей в тот же бюджет. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2004 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области просит состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворенных требований отменить, со ссылкой на пропуск заявителем срока, предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.08.2003 общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за период 1996-1998 года с заявлением о зачете излишне уплаченных за этот период налогов в размере 157396 рублей в счет предстоящих налоговых платежей (л.д.16-26).
Письмом от 12.08.03 N 08-2148 инспекция отказала в проведении зачета, указав на пропуск трехлетнего срока, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признавая данное письмо незаконным, суды исходили того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехлетний срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате (зачете) налога, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог.
В обосновании своей позиции суды сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении указал, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из этого судами сделано заключение, что срок, предусмотренный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применению не подлежит, если налогоплательщик обратился в суд в пределах исковой давности.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации таких выводов не делал.
Отказывая в принятии заявления гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны Конституционный Суд Российской Федерации сделал лишь вывод, что пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих конституционные права на судебную защиту, а выбор подлежащих применению норм, на основе которых в конкретном деле должен решаться вопрос о сроках давности, относится к компетенции суда, рассматривающего дело. Из этого следует, что пропуск срока, предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в принятии заявления судом, однако вопрос о его применении должен решаться судом применительно к конкретным обстоятельствам дела.
Уплата налога на имущество произведена обществом в период с 1996 по 1998 года, заявление о зачете подано в налоговый орган в 2003 году, то есть с пропуском предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней.
Согласно пункту 4 названной статьи Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно.
Как следует из пункта 8 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Исходя из изложенного и учитывая, что Кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Поэтому утверждение ответчика об обязанности соблюдения налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления в налоговый орган, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 Кодекса, по его требованию о зачете излишне уплаченных сумм, является правильным и его отказ в производстве зачета законным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления у судов не имелось, в связи с чем, судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 28.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2004 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-12213/04-11 отменить. Открытому акционерному обществу "Самаранефтегаз" в удовлетворении заявления о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Самарской области N 08-2148 от 12.08.03 и обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы по налогу на имущество в размере 157396 рублей в счет предстоящих налоговых платежей в тот же бюджет отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2005 г. N А55-12213/04-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании