Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 8 июля 2005 г. N А57-24193/04-17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г.Саратов,
на решение от 01.04.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-24193/04-17,
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Корпус", г.Саратов о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области, г.Саратов, третье лицо: Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Саратовской области, г.Саратов,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Корпус" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области N 20808 от 31.10.2004 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.
Решением арбитражного суда от 01.04.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 14 по Саратовской области просит вынесенное по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС Российской Федерации N 14 по Саратовской области в соответствии со статьями 46, 69 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ФГУП "Производственное объединение "Корпус" были направлены требования: N 11205 от 27.07.2004, N 18227 от 11.08.2004, N 19514 от 18.08.2004, N 20808 от 25.08.2004 с предложением добровольной уплаты недоимки по налогам и пени.
В связи с тем, что налогоплательщик в сроки, указанные для добровольного исполнения, налог и пени не уплатил, налоговым органом на основании статей 31, 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение N 20808 от 31.10.2004 о взыскании налога и пени в пределах сумм, указанных в вышеназванных требованиях, за счет имущества налогоплательщика, с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанное решение для исполнения было направлено судебному приставу-исполнителю Саратовского городского подразделения Службы судебных приставов по особым исполнительным производствам.
Удовлетворяя заявленные требования предприятия, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно Уставу ФГУП "Производственное объединение "Корпус" является федеральным государственным унитарным предприятием, учредителями которого являются Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Российское авиационно-космическое агентство.
Пунктом 3.1 Устава определено, что имущество предприятия находится в федеральной собственности и является неделимым.
Согласно учредительному документу ФГУП "ПО "Корпус", все имущество предприятия находится в федеральной собственности, отражается на самостоятельном балансе и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В период с 04.12.2002 по 16.11.2004 в отношении ФГУП "ПО "Корпус" было введено внешнее управление (определения арбитражного суда Саратовской области по делу N А-57-85"б"/02-23 от 04.12.2002, 29.06.04 и 16.11.2004).
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. То есть внесудебный порядок ареста имущества должника, находящегося в процедуре внешнего управления, на достижение которого непосредственно направлен оспариваемый по делу ненормативно-правовой акт налогового органа, действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрен.
Данное положение подтверждено также в абзаце 2 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 15.12.2004.
Таким образом, ни налоговая инспекция, ни какие-либо иные органы или должностные лица не вправе в период внешнего управления принимать акты, ограничивающие право внешнего управляющего распоряжаться имуществом должника, вне рамок процесса о банкротстве.
По мнению налогового органа, поскольку действие моратория не распространяется на обязательства должника, возникшие после назначения внешнего управления, то есть на текущие платежи, то и требования налогового органа не противоречат статей 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Эти доводы приведены и в кассационной жалобе. Судебная коллегия считает, что они обоснованно отвергнуты судом, как не основанные на законе.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Согласно пункту 3 указанного Закона удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе внешнего управления производится в порядке, установленном Законом о банкротстве, то есть в порядке статьи 134 Закона - вне очереди в ходе конкурсного производства за счет конкурсной массы. Данный порядок относится и к требованиям налогового органа, касающимся задолженности по уплате налогов, пени и штрафных санкций, поскольку бюджет в лице налогового органа является одним из кредиторов. Обращение налогового органа с требованиями к организации, в отношении которой введено внешнее управление, в ином порядке, чем установлено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", недопустимо, поскольку несоблюдение этого порядка может привести к нарушению установленной законом очередности удовлетворения требований кредиторов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенного по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 01.04.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-24193/04-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.94 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента введения внешнего управления аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Предприятие обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налоговой задолженности.
Суд, рассмотрев дело, пришел к выводу, что внесудебный порядок ареста имущества должника, находящегося в процедуре внешнего управления, действующим законодательством о банкротстве не предусмотрен.
Довод налогового органа о том, что оспариваемое решение о принудительном взыскании налоговой задолженности принято в связи с тем, что действие моратория не распространяется на обязательства должника по текущим обязательства, отклонен судом.
Как пояснил суд, удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам производится вне очереди в ходе конкурсного производства за счет конкурсной массы.
При этом суд указал, что ни налоговая инспекция, ни иные органы не вправе в период внешнего управления принимать акты, ограничивающие право внешнего управляющего распоряжаться имуществом предприятия, находящегося в процессе банкротства.
На основании изложенного, суд признал незаконным решение налогового органа.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение нижестоящего суда.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 8 июля 2005 г. N А57-24193/04-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании