Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 25 января 2005 г. N А57-6949/03-15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байда", г.Саратов,
на решение от 19 мая 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 8 сентября 2004 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-6949\03-15,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Байда" к Саратовскому государственному университету им.Н.Г.Чернышевского, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Риан-Сар-ЛТД", о применении недействительными результатов конкурсов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Байда", г.Саратов, (далее истец), обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к государственному образовательному учреждению "Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского" г.Саратов (далее ответчик), с привлечением третьего лица - общества с ограниченной ответственность "Риан-САР-ЛТД" г.Саратов, о признании недействительными результатов конкурса.
Решением от 19 мая 2004 года, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанцией от 8 сентября 2004 года, в иске о признании недействительными результатов конкурса от 27 марта 2003 г. и признании контракта, заключенного между третьим лицом и ответчиком на поставку и монтаж цветного копировального аппарата недействительным как ничтожной сделки отказано.
Истец предлагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба заявителя мотивирована тем, что суд, правильно установив фактические обстоятельства дела, сделал выводы несоответствующие доказательствам. Судом и материалами дела подтверждено, что альтернативные предложения в конкурсной документации, переданной участникам конкурса, предусмотрены не были.
Копировальный аппарат RICOH АFICIO 3506, предложенный ООО "Риан-Сар-ЛТД", не соответствует требованиям конкурсной документации и не отвечает действительности, потому, руководствуясь статьей 20 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ, заявка, не соответствующая требованиям конкурсной документации, должна быть отклонена.
Не доказано, что член конкурсной комиссии прошел соответствующую профессиональную переподготовку или повышение квалификации и имеет право быть избранным в члены конкурсной комиссии.
Все без исключения протоколы конкурсной комиссии, имеющиеся в деле, не имеют юридической силы. Установить подпись лица в протоколах конкурса без четкой расшифровки не представляется возможным.
На основании пункта 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отклонил и оставил без рассмотрения требования истца об имеющемся расхождении между первоначально заявленным порядком оценки конкурсных заявок и осуществленной конкурсной комиссией оценкой. Между заявленным и осуществленным порядком оценки имеются существенные различия, что влияет на расхождение в цене, количество баллов и является значимым при определении победителя.
При выборе победителя организатор конкурса нарушил им же самим установленные в конкурсной документации правила при определении победителя, то есть запланированной процедуры оценки и реально проведенной оценкой, что является существенным для определения победителя конкурса.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание кассационной инстанции не явились. Ответчик и ООО "Риан-Сар-ЛТД" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что оно принято по полно, всесторонне и объективно исследованным обстоятельствам дела с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильное применение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, 27 марта 2003 года ответчиком был проведен открытый конкурс на закупку цветного копировального аппарата для нужд Управления по делам издательства и полиграфии Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского. В качестве одного из участников конкурса выступил истец.
Победителем конкурса признано ООО "Риан-САР-ЛТД" г.Саратов, которое предложило условия поставки копировального аппарата RICOH АFICIO 3506.
В ходе рассмотрения спора по ходатайству истца от 02.02.2004 г. суд назначал судебную экспертизу. Повторная экспертиза была проведена в ГУ Саратовская лаборатория судебной экспертизы экспертами Десяткиным Е.Л. и Федоровым Н.В., в выводах которой было отражено, что "В результате проведенных исследований установлено, что расхождения с выводами экспертизы N 5554 отсутствуют" (заключение N 1676 от 09.04.2004 г.).
Техническая характеристика копировального аппарата RICOH АFICIO 3506 полностью соответствует требованиям конкурсной документации, что подтверждается сервисной информацией производителя, представленной официальным представителем компании "MITSUI RICOH CIS", а в дальнейшем подтверждено заключением экспертизы, как первоначальной, так и повторной.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса.
Порядок проведения аукционов и конкурсов определен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку предметом спора является признание недействительными результатов конкурса на поставку цветного копировального аппарата для нужд управления по делам издательства и полиграфии Саратовского государственного университета, поэтому судом правильно применены положения Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Методические рекомендации по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсная документация), утвержденные приказом Минэкономики России от 30 сентября 1997 г. N 117.
Суд исследовал довод истца о том, что представление ООО "Риан-Сар ЛТД" альтернативной заявки является нарушением положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ.
В пункте 31 вышеуказанных Методических рекомендаций, дано понятие "альтернативные предложения поставщиков" и изложен порядок их подачи и рассмотрения при проведении конкурса.
Судом правильно дано толкование альтернативной заявки и альтернативного предложения, поэтому вывод суда о том, что у участника конкурса при подаче основной конкурсной заявки есть право на подачу альтернативного предложения является обоснованным.
Альтернативное предложение не участвует в конкурсе вместе с конкурсными заявками, а рассматривается только после определения поставщика-победителя в конкурсе заявок.
Из материалов дела не усматривается, что конкурсная комиссия ответчика рассматривала альтернативную заявку или предложение ООО Риан-Сар-ЛТД", так как рассмотрение альтернативного предложения возможно только в том случае, когда это было оговорено в информационных картах конкурсных заявок, а конкурсная документация по проведению конкурса на поставку цветного копировального аппарата не оговаривала порядок и способ оценки альтернативных предложений.
Заявка, представленная на конкурс ООО "Риан-Сар-ЛТД", соответствует требованиям конкурсной документации. Данный вопрос исследован при проведении первичной и повторной судебной экспертизы. Из журнала регистрации конкурсных заявок усматривается, что ООО "Риан-Сар-ЛТД" подана одна заявка (л.д.148, т.1).
Кроме того, протоколы конкурса (л.д.127-145, т.1) подписаны представителями участников конкурса, в том числе и представителем истца без каких либо замечаний.
Из материалов дела следует, что приказом ректора СГУ от 04.02.02 г. N 43-В создана конкурсная комиссия по закупкам продукции для государственных нужд в составе 10 человек. В суд ответчик представил копии свидетельств, удостоверений членов конкурсной комиссии, которые подтверждают прохождение ими повышения квалификации в области организации торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд. Суд исследовал данное обстоятельство и дал оценку представленным доказательствам о правомочности членов конкурсной комиссии.
Для переоценки обстоятельств и материалов дела у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
При таких обстоятельствах дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 19 мая 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 8 сентября 2004 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-6949\03-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2005 г. N А57-6949/03-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании