Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 22 марта 2005 г. N А12-13691\04-С59
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.Волжского Волгоградской области,
на решение от 26 августа 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13691\04-С59,
по иску ПБОЮЛ Джафарова И.А. к Администрации г.Волжского о признании незаконными действий, Управлению муниципальным имуществом,
установил:
Предприниматель без образования юридического лица Джафаров И.А., - истец по делу, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации г.Волжского, - ответчик по делу, и управления муниципальным имуществом администрации г.Волжского, выразившиеся в длительном непринятии решения по заявке на приватизацию земельного участка, понуждении администрации г.Волжского и управления муниципальным имуществом администрации г.Волжского вынести постановления о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: г.Волжский, ул.Пушкина, 39М/1, поручении управлению муниципальным имуществом администрации г.Волжского изготовления проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении договора.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и просил суд признать незаконными действия администрации г.Волжского и управления муниципальным имуществом администрации г.Волжского, выразившиеся в длительном непринятии решения по заявке на приватизацию земельного участка, обязать администрацию г.Волжского вынести постановления о продаже земельного участка по вышеуказанному адресу, обязать управление муниципальным имуществом администрации г.Волжского заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 26 августа 2004 года требования истца удовлетворены частично. Признаны незаконными и несоответствующими требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации действия администрации г.Волжского, выразившиеся в требовании о необходимости предоставления истцом плана земельного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению кадастрового учета, заключения органов архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии сервитутов, кадастровой карты (плана).
Признаны незаконным и несоответствующим требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействие администрации г.Волжского, выразившееся и непринятии решения по заявке истца на приватизацию земельного участка по адресу: г.Волжский, ул.Пушкина, 39М/1.
В удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия) управления муниципальным имуществом администрации г.Волжского отказано.
Производство по делу прекращено в части требований о понуждении администрации г.Волжского вынести постановления о продаже земельного участка, о поручении управлению муниципальным имуществом администрации г.Волжского изготовления проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении договора.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 ноября 2004 года вышеуказанное решение изменено. Признаны незаконными и не соответствующими требованиям статей 29, 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, Федеральному Закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" действия (бездействие) ответчиков - администрации города Волжского Волгоградской области и Управления муниципальным имуществом г.Волжского, выразившиеся в длительном непринятии решения по заявке предпринимателя без образования юридического лица Джафарова Имамверди Аббас оглы на приватизацию земельного участка площадью 6063 кв. метров по адресу: Волгоградская область город Волжский, улица Пушкина, дом 39М/1 с 21.06.2003 г.
Суд апелляционной инстанции обязал в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу администрацию города Волжского Волгоградской области принять решение о предоставлении предпринимателю без образования юридического лица Джафарову Имамверди Аббас Оглы на праве собственности земельных участков площадью 776 кв.метров по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Пушкина, дом 39М/1, Управлению муниципальным имуществом администрации города Волжского Волгоградской области - направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Администрация города Волжского предлагает решение суда первой инстанции в части признания незаконными и несоответствующими требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации действия администрации г.Волжского, выразившиеся в требовании о необходимости предоставления истцом плана земельного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению кадастрового учета, заключения органов архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии сервитутов. Кадастровой карты (плана) и признания незаконным и несоответствующим требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействие администрации г.Волжского, выразившееся в непринятии решения по заявке истца на приватизацию земельного участка по адресу: г.Волжский, ул.Пушкина, 39М/1 - отменить. Постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований в данной части Джафарову И.А. - отказать.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что судом не установлено, какие права и законные интересы истца в сфере предпринимательской деятельности нарушены и какие конкретно препятствия создает администрация г.Волжского для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности истцу непринятием решения на приватизацию земельного участка.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно взятым на себя обязательством.
Надлежащим образом извещенные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, надлежащим образом уведомлены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильное применение норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения постановления суда апелляционной инстанции.
При проверке судебного акта суд кассационной инстанции, в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходит из доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 36 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. (далее ЗК РФ), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки и соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка, и направляет копию решения с приложением проекта границ земельного участка лицам, обратившимся с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 28 Федерального Закона РФ N 178-ФЗ от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества", отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Истец является собственником объекта недвижимости в виде заглубленного в грунт-блочного строения склада с надземной кирпичной пристройкой, общей площадью 8658 кв.м, расположенного по адресу: г.Волжский Волгоградской области. ул.Пушкина, Д.39М/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.06.2002 года (л.д.).
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 6063 кв.м (л.д.8).
Истец обратился 5 мая 2003 года к ответчикам с заявкой на приобретение в собственность за плату указанного земельного участка с приложением копии плана земельного участка (л.д.8).
Ответчики обязали истца перед решением вопроса о приватизации земельного участка совершить следующие действия: предоставить кадастровую карту (план) земельного участка, провести работы по межеванию земельного участка, заключить договор аренды земельного участка и провести кадастровый учет.
Суд пришел к выводу о том, что действия ответчиков являются незаконными, противоречащими вышеуказанным нормам Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с обстоятельствами дела и представленными доказательствами.
Правильно суд применил положение Земельного кодекса, указав, что требования ответчика о необходимости предоставления заявителем плана земельного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению кадастрового учета, заключения органов архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии сервитутов, а также кадастровой карты (плана), являются необоснованными.
Кроме этого, материалами дела подтверждается факт направления 09.06.2004 года истцом и принятия 10.06.2004 года ответчиком, как плана земельного участка, так и кадастрового плана.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемый отказ в выкупе земельного участка нарушает права заявителя, предусмотренные Земельным кодексом РФ и статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей являются как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, так и судебные решения, устанавливающие гражданские права.
Однако положением статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрен такой способ защиты нарушенных прав, как обязание органов местного самоуправления принимать какие-либо акты ненормативного и нормативного характера.
При незаконном отказе местных органов самоуправления в приватизации земельных участков, а также отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков, земельные правоотношения порождаются судебным решением.
Поэтому суд первой инстанции правильно прекратил производство в части требования об обязании Администрации г.Волжского принять решение о продаже земельного участка.
В данной части постановление суда апелляционной инстанции не обосновано.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции правильно указал, что Управление муниципальным имуществом г.Волжского Волгоградской области наделено полномочиями на распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 42 Устава города Волжского Волгоградской области, Положением об Управлении муниципальным имуществом города Волжского Волгоградской области, являющимся структурным подразделением администрации города Волжского Волгоградской области (пункты 1, 2. 4 положения об Управлении муниципальным имуществом города Волжского Волгоградской области).
Поэтому действия (бездействие) Управления муниципальным имуществом г.Волжского Волгоградской области также являются незаконными и оно должно направить в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации проект договора купли-продажи земельного участка истцу.
Кроме того, суд первой инстанции при принятии решения не указал срок, с которого признал незаконным действие (бездействие), выразившееся в длительном непринятии решения по заявке Джафарова, о чем истец просил указать, а также в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал на обязание соответствующих органов местного самоуправления совершить определенные действия для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При таких обстоятельствах дела, постановление апелляционной инстанции подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13691/04-С59 изменить, изложив резолютивную часть постановления в следующей редакции.
Признать незаконными и не соответствующими требованиям статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" действия (бездействие) ответчиков - администрации города Волжского Волгоградской области и Управления муниципальным имуществом города Волжского, выразившиеся в бездействии и в длительном непринятии решения по заявке Джафарова Имамверди Аббас оглы на приватизацию земельного участка площадью 6063 кв.метров по адресу: Волгоградская область, город Волжский, улица Пушкина, дом 39М/1 с 21.06.2003 года.
Обязать в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу, Управление муниципальным имуществом администрации города Волжского Волгоградской области направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Прекратить производство по делу в части требований предпринимателя без образования юридического лица Джафарова Имамверди Аббас Оглы об обязании администрации г.Волжского Волгоградской области вынесения постановления о продаже земельного участка, площадью 6063 кв.м по адресу: г.Волжский Волгоградской области, ул.Пушкина, Д.39М/1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2005 г. N А12-13691\04-С59
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании