Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 апреля 2005 г. N А12-22294/04-С22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, г.Волгоград,
на постановление апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22294/04-С22,
по иску муниципального унитарного предприятия ЖРЭП N 2 к главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, Администрации Волгоградской области, 3-й лица - Департамент финансов Администрации города Волгограда, Министерство финансов Российской Федерации, муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района города Волгограда, открытое акционерное общество "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" о взыскании убытков,
установил:
Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2 Дзержинского района города Волгограда, - далее истец, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации Волгоградской области, Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, о взыскании 714613 рублей 68 копеек убытков понесенных с июля 2000 года по июнь 2004 года в связи с предоставлением льгот по оказанным коммунальным услугам отдельным категориям граждан, проживающим на территории Дзержинского района города Волгограда, на основании Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О статусе военнослужащих", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О ветеранах", ссылаясь на статьи 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 22 сентября 2004 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов администрации г.Волгограда.
Определением от 13 октября 2004 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ ЖКХ Дзержинского района г.Волгограда.
Решением суда первой инстанции от 24 ноября 2004 года иск удовлетворен частично. С Казны субъекта Российской Федерации в лице Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в пользу истца взысканы убытки в сумме 534920 рублей 00 копеек. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 года вышеуказанное решение изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Иск удовлетворить в части. Взыскать с казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области в пользу МУП ЖРЭП N 2 Дзержинского района г.Волгограда убытки в сумме 526588 руб. 65 коп. В остальной части иска, а также в исковых требованиях к администрации Волгоградской области отказать".
В кассационной жалобе Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области (далее - ГФКУ) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 1 февраля 2004 года, в иске отказать.
Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области считает, что в 2002 году Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ" было выделено 194846 тысяч рублей, которые доведены до хозяйствующих субъектов на основании заключенных с ними договоров. Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, Комитет социальной защиты населения Дзержинского района г.Волгограда, непосредственно участвующие в реализации Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на территории Волгоградской области, не были привлечены к участию в данном деле.
В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъекта Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В целях реализации статьи 15.6 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. из федерального бюджета было выделено 214946 тысяч рублей, которые были направлены Управлении социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, что подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами на финансирование.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации единственным основанием обращения взыскания на бюджетные средства является незаконность действий государственных органов или должностных лиц этих органов. В действиях органов Волгоградской области незаконность отсутствует.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, надлежащим образом извещены.
Проверив законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с требованиями статей 16, 1071, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявление исковых требований к ГФКУ администрации области и взыскание убытков за период с июля 2002 года по декабрь 2003 года в сумме 526588,65 рублей является обоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции посчитал подлежащим изменению решение суда первой инстанции в связи с предоставлением льгот по Федеральным законам "О статусе военнослужащих" от 26.05.1998 N 76-ФЗ; "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301-1; "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ.
Как следует из материалов дела, истец при оказании услуг населению Дзержинского района по техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда предоставлял льготы по их оплате, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ. В результате предоставления указанных льгот в период с июля 2002 года по декабрь 2003 года у истца образовались убытки в сумме 526588,65 рублей, в том числе за период с июля 2002 по декабрь 2002 год - 361199,40 рублей; за период с января 2003 по декабрь 2003 год - в сумме 165389,25 рублей. Обоснованность представленного истцом расчета в указанной части подтверждена представленной истцом первичной документацией, удостоверяющей право на льготы. Истец также представил реестры выпадающих доходов при предоставлении льгот за спорный период, данные которых по суммам и категориям предоставленных льгот также соответствуют представленному истцом расчету и первичной документации.
Данный расчет ответчиками не оспорен, о фальсификации представленных доказательств ответчики не заявляли и иных данных суду не представили.
Поэтому судебные акты суда первой и апелляционной инстанций в части взыскания вышеуказанной суммы с бюджета Волгоградской области обоснованы и подтверждены материалами дела.
Кроме того, судом апелляционной инстанции дан подробный анализ правовому обоснованию предоставленных истцом льгот применительно к статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" и пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением N 901 от 27.07.1996 г. Поэтому вывод суда в отношении ответственности органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий, поскольку такие полномочия ограничена степенью их обеспеченности финансовыми средствами, является правильным.
Согласно статьям 4, 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов входит в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, закон не содержит норм, возлагающих обязанность по финансированию льгот, предоставляемых по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на органы социальной защиты населения.
Органами государственной власти Волгоградской области 28.06.2001 утверждена "Областная комплексная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов Волгоградской области" на 2001-2005 года", утвержденная постановлением Волгоградской областной Думы N 12/214. В разделе 7 постановления предусмотрено направление средств областного бюджета на предоставление льготной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Подтверждения факта компенсации выпадающих доходов истца по данному виду льгот ответчиком не представлено.
Судом установлено, что суммы субсидий из Фонда компенсаций, определенные федеральными бюджетами для направления в доходную часть бюджета Волгоградской области в спорный период перечислены в полном объеме.
Ответчик - ГФКУ администрации Волгоградской области не представил суду доказательств принятия всех необходимых мер к обеспечению надлежащего финансирования истца и возмещению его убытков как путем направления предложений об изменении размера выделенных, субсидий в Минфин Российской Федерации в порядке, предусмотренном письмом Минфина Российской Федерации от 04.04.2002 N 10-02-10, так и путем компенсации выпадающих доходов из средств бюджета Волгоградской области.
Поскольку в исковом заявлении не был указан точный список категорий военнослужащих, а требования заявлены на основании прекратившего действие Закона "О статусе военнослужащих" 1998 года, во взыскании убытков в сумме 4891,85 рублей отказано при правильном применении норм материального права.
Также апелляционной инстанцией обоснованно отказала в иске в части взыскания в пользу истца убытков в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральными законами "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301-1 и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусмотрены льготы по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам указанным лицам и членам их семей, которые, в соответствии со статьей 11 данного Закона, финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Материалами дела не подтверждено, что передавались Волгоградской области денежные средства из федерального бюджета на финансирование вышеуказанного Закона. В 2002 году выделялись средства для финансирования льгот в соответствии с Законом "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
Тем не менее, вывод об изменении решения суд первой инстанции и отказе в этой части в иске за период июль-декабрь 2000 года и за период 2003 года является правильным, поскольку в качестве ответчиков федеральные органы не привлекались.
При таких обстоятельствах для переоценки материалов дела оснований у суда кассационной инстанции не имеется. Поэтому, отмене обжалованный судебный акт не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановила:
Постановление апелляционной инстанции от 1 февраля 2005 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22294/04-С22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2005 г. N А12-22294/04-С22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании