Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 21 декабря 2004 г. N А72-2845/04-6/212
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г.Ульяновска,
на решение от 1 июля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 2 сентября 2004 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2845/04-6/212,
по заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г.Ульяновска к открытому акционерному обществу "Ульяновский механический завод N 2" о взыскании 205920 рублей и по встречному заявлению о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г.Ульяновска (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод N 2" (далее - общество) 205920 рублей налоговых санкций за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Общество обратилось в суд со встречным исковым заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 22.01.2004 N 26-04 о привлечении общества к налоговой ответственности.
Решением от 01.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2004 Арбитражного суда Ульяновской области, заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены в части взыскания с общества 60346 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Встречный иск удовлетворен в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении обществу земельного налога за 2003 год в сумме 727870 рублей, соответствующих пеней и санкций в сумме 145574 рублей, в остальной части встречный иск оставлен без удовлетворения.
Судебные акты обжалованы налоговой инспекцией в кассационном порядке.
В кассационной жалобе ее заявитель указывает на применение судебными инстанциями не подлежащего применению при определении ставки земельного налога, действовавшей в 2003 году, решения Ульяновской городской Думы от 26.09.2001 N 120 и просит отменить судебные акты в части удовлетворения встречного заявления общества. В результате неправильного применения закона суд неверно применил ставку налога и сделал ошибочный вывод о сумме задолженности общества по земельному налогу перед бюджетом.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 21 декабря 2004 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей налоговой инспекции, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленной обществом в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2003 год, последним было выявлено неправомерное применение обществом ставки земельного налога 6,48 рублей за кв.м, в то время как следовало применять ставку налога 13,6 рублей за кв.м. По результатам камеральной проверки налоговый орган доначислил обществу земельный налог в сумме 1029600 рублей и направил требование от 05.11.2003 N 16-04-12/12509 с предложением внести соответствующие изменения в декларацию по земельному налогу за 2003 год.
В связи с невыполнением налогоплательщиком требования налогового органа, последний принял решение от 22.01.2004 N 26-04 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога и наложении штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 205920 рублей. Этим же решением обществу предложено уплатить недоимку в сумме 1029600 рублей, пени в сумме 514800 рублей.
Неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требования об уплате налоговой санкции от 22.01.2004 N 89 послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о ее взыскании.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в 2003 году применительно к земельным участкам налогоплательщика действовала ставка земельного налога 4,77 рублей за кв.м, установленная решением Ульяновской городской Думы от 26.09.2001 N 120 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г.Ульяновска", с учетом повышающего коэффициента 1,8, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Такие же выводы сделаны судом апелляционной инстанции.
При этом судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением независящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Статей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
В частности, статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Решением Ульяновской городской Думы от 26.09.2001 N 120 данный коэффициент учтен не был, вследствие чего установленная этим решением ставка земельного налога не могла быть применена при исчислении налога за 2003 год.
Кроме того, решением от 09.10.2002 N 177 Ульяновская городская Дума отменила свое решение от 26.09.2001 N 120 с 01.01.2002.
При этом оставалось действующим решение Ульяновской городской Думы от 19.05.1999 N 95, которым была установлена ставка земельного налога с учетом повышающих коэффициентов и которое подлежало применению к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, судебными инстанциями была применена норма права, не подлежащая применению, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 1 июля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 2 сентября 2004 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2845/04-6/212 отменить в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении обществу земельного налога за 2003 год в сумме 727870 рублей, соответствующих пеней и санкций в сумме 145574 рублей, кассационную жалобу - удовлетворить.
Заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Засвияжскому району г.Ульяновска о взыскании с Открытого акционерного общества "Ульяновский механический завод N 2" 205920 рублей налоговых санкций за неполную уплату земельного налога за 2003 год удовлетворить.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2004 г. N А72-2845/04-6/212
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании