Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 мая 2005 г. N А72-1462/04-7/214
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Форш", г.Ульяновск,
на решение от 25.01.2005 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/214,
по заявлению закрытого акционерного общества "Форш", г.Ульяновск, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г.Ульяновска, г.Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа N 17 от 21.01.2004 года,
установил:
Решением от 25 января 2005 года Арбитражного суда Ульяновской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г.Ульяновска N 17 от 21.01.2004 года признано недействительным в части доначисления земельного налога за 2002 год в сумме 173128 рублей, за 2003 год - в сумме 165098,46 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в указанных суммах и штрафных санкций за неполную уплату земельного налога в сумме 90416,89 рублей.
В остальной части требования закрытого акционерного общества "Форш" оставлены без удовлетворения.
Судом также частично удовлетворено встречное требование налогового органа о взыскании налоговых санкций, наложенных в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1000 рублей.
В остальной части требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебные акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленных закрытым акционерным обществом налоговых деклараций по земельному налога за 2002-2003 года установлено неправильное применение ставок земельного налога без учета ежегодной индексации.
Налоговым органом указывается, что земельный налог на городские земли исчисляется в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "1738-1 от 11.10.1991 года "О плате за землю", пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на основании средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к Закону Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 года, начиная с 1992 года ежегодно индексируемых с учетом поправочных коэффициентов.
По результатам проверки, налоговым органом вынесено решение N 17 от 21.01.2004 года о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм земельного налога за 2002-2003 гг. в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, что составило 101428,80 рублей.
Кроме этого заявителю доначислен земельный налог в сумме 507144 рублей и выставлены требования NN 3, 4 от 21.01.2004 года об уплате земельного налога, пени и штрафных санкций до 31.01.2004 года.
Кассационная инстанция признает законными выводы суда в силу того, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется Федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной областей, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались, законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 года. Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в Федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В 2002 году согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 года с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 году согласно ст.7 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 году ставки земельного налога с коэффициентом 1.8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 год, была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 год.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 17 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.
На территории г.Ульяновска ставки земельного налога были установлены решением Ульяновской Городской Думы N 95 от 19.05.1999 "О ставках земельного налога на 1999 год".
Данным решением Ульяновская Городская Дума формально установила ставки лишь на 1999 год. Однако фактически решение Думы от 19 мая 1999 года N 95 действовало и по истечении 1999 года, так как Ульяновской Городской Думой иные ставки земельного налога на 2000 и 2001 годы не устанавливались. Кроме того, Ульяновская Городская Дума сочла свое решение от 19 мая 1999 года N 95 действующим и в 2003 году. Это видно из решения Ульяновской Городской Думы от 19 ноября 2003 года N 140 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г.Ульяновска", в пункте 3 которого указано следующее: "Считать утратившими силу решения Ульяновской Городской Думы... от 19 мая 1999 года N 95 "О ставках земельного налога на 1999 год" с 1 января 2004 года.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о применении в 2002 году ставок земельного налога, установленные решением Ульяновской Городской Думы от 19.05.1999 г. N 95, признав необоснованным доначисление налоговым органом суммы налога в размере 173128 рублей.
В части применения размера ставки в 2003 году суд обоснованно признал, что налоговым органом правомерно произведено доначисление налога в пределах сумм, определенной по ставке, установленной решением Ульяновской Городской Думы от 19.05.1999 г. N 95. Однако в части доначисления суммы налога, превысившее пределы сумм определенной по указанной ставке, действия налогового органа правомерно признаны безосновательными, так как противоречат положениям решению Ульяновской Городской Думы от 19.05.1999 года N 95.
Также признается законным решение суда в части привлечения налогоплательщика к ответственности, поскольку налоговым органом не учтен размер фактически произведенной уплаты налога.
При таких обстоятельствах, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 25.01.2005 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/2147, оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы в РФ" конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Общество обжаловало в суд решение о доначислении земельного налога, поскольку налоговым органом не были учтены ставки налога, установленные городской думой.
В опровержение доводов налогоплательщика налоговая инспекция указала на то, что налог начислен за 2002-2003 гг., в то время как ставки земельного налога были утверждены городской думой только на 1999 год. В связи с этим в спорных периодах данные ставки не должны применяться.
Суд первой инстанции поддержал позицию общества.
Рассматривая настоящее дело в связи с кассационной жалобой налогового органа, федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что ставки земельного налога были установлены городской думой только на 1999 год, после этого новые ставки не устанавливались.
Однако фактически данное решение об установлении налоговых ставок действовало и после 1999 года, поскольку иных ставок предусмотрено не было.
Кроме того, указанное решение городской думы признано утратившим силу только с 2004 года другим решением думы, принятым в 2003 году.
Таким образом, ставки налога, установленные в 1999 году, подлежали применению и в спорных периодах (2002-2003 гг.).
В связи с этим доначисление налога сверх данных ставок является неправомерным.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2005 г. N А72-1462/04-7/214
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании