Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 июня 2005 г. N А65-1034/2005-СА2-34
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань,
на решение от 17.02.2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2005 г. того же суда по делу N А65-1034/2005-СА2-34,
по заявлению Открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г.Казань, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, г.Казань, о признании недействительным решения,
установил:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "КМПО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 550646 руб. и начисления пеней за несвоевременную уплату налога.
Решением от 17.02.2005 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2005 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан просит принятые по делу судебные акты отменить, в связи с нарушением судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Из материалов дела усматривается, что Межрайонной Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан проведена камеральная налоговая проверка представленной 20.08.2004 г. ОАО "КМПО" декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2004 года с изменениями и дополнениями. По результатам проверки вынесено решение N 466-ЮЛ/К от 29.12.2004 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности, ОАО "КМПО" предложено уплатить сумму налога на добавленную стоимость за июнь 2004 г. в размере 550646 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в размере 7269 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ОАО "КМПО" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о неправомерном доначислении налоговым органом обществу сумм налога на добавленную стоимость и пеней.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемые медицинскими организациями и учреждениями. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся, в том числе, услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 г. N 132. Указанным постановлением к услугам, не подлежащим обложению налогом на добавленную стоимость, отнесены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.
Пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющие эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, и налоговым органом не оспаривается, что ОАО "КМПО" оказывает медицинские услуги на основании лицензии, выданной комиссией Минздрава Республики Татарстан по лицензированию медицинской деятельности при Кабинете Министров Республики Татарстан от 24.02.2000 г. N 1035АА.
Довод налогового органа на отсутствие у ОАО "КМПО" кода ОКВЭД несостоятелен, поскольку данный код не предназначен для использования при налогообложении и определении условий для применения или отказа в применении налоговых льгот.
Единственным условием применения данной льготы в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации названо наличие лицензии на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию. По поводу оформления лицензии претензий у налогового органа нет.
Кассационная инстанция также не может согласиться с доводами налогового органа о необоснованном отнесении ОАО "КМПО" реализации работ по обслуживанию двигателей к операциям, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации.
2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Предметами контрактов NN 25-12-730; 25-12-336; 15-12-40; 25-12-57; 15-12-110; 25-12-54 является оказание услуг по доработке, осмотру и продлению ресурса двигателей на территории Республик Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и на территории Украины.
Все работы связаны с двигателями, которые относятся к недвижимому имуществу, расположенными за пределами территории Российской Федерации и являются собственностью контрагентов по перечисленным выше контрактам.
В связи с тем, что недвижимое имущество не находится на территории Российской Федерации, то и все работы, связанные с этим имуществом, не могут считаться реализованными на территории Российской Федерации, следовательно, такие услуги не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 17.02.2005 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.04.2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-1034/2005-СА2-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями.
Налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерном применении обществом данной льготы по НДС в связи с тем, что у него отсутствует соответствующий код ОКВЭД.
Посчитав решение налогового органа незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогоплательщика.
В ходе рассмотрения настоящего дела по кассационной жалобе налоговой инспекции федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий. В данном случае названное условие применения льготы было соблюдено, и общество оказывало медицинские услуги на основании соответствующей лицензии.
Между тем нормы главы 21 НК РФ не связывают возможность использования льготы по НДС с наличием или отсутствием у налогоплательщика соответствующего кода ОКВЭД, поскольку данный код не предназначен для использования в целях налогообложения. Таким образом, претензии налогового органа не основаны на законе.
Учитывая изложенное, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения принятые по делу судебные акты (решение, постановление апелляционной инстанции).
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2005 г. N А65-1034/2005-СА2-34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании