Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 июня 2005 г. N А57-23388/04-5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова, г.Саратов,
на решение от 07.02.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-23388/04-5,
по заявлению открытого акционерного общества "НИТИ-ТЕСАР", г.Саратов о признании недействительным решения инспекции МНС Российской Федерации по Фрунзенскому району города Саратова, г.Саратов,
установил:
Открытое акционерное общество "НИТИ-ТЕСАР" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Саратова N 286 от 29.10.2004 о привлечении к налоговой ответственности.
В судебном заседании от представителя налогового органа поступило ходатайство о замене инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Саратова на инспекцию Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова, в связи с реорганизацией. Ходатайство удовлетворено судом.
Решением арбитражного суда от 07.02.2005 заявление удовлетворено частично. Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2948637 рублей, налога на прибыль в сумме 2854174 руб., взыскания на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации 589727 руб. штрафа по налогу на добавленную стоимость, штрафа по налогу на прибыль в сумме 570834 руб. и начислении пени по пункту 1.1 решения в сумме 354638 руб., по пункту 2.1 решения в сумме 224530 руб., по пункту 2.2 решения в сумме 182 руб. В остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Саратова просит решение суда в части признания оспариваемого решения недействительным в части доначисления 2948637 руб. налога на добавленную стоимость, 2448 руб. налога на прибыль и начисленных на эту сумму пени и штрафа отменить, в удовлетворении заявления в этой части отказать.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Как следует из материалов дела инспекцией МНС Российской Федерации по Фрунзенскому району города Саратова проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "НИТИ-ТЕСАР" за период с 01.01.2001 по 01.07.2004.
По результатам проверки составлен акт N 650 от 08.09.2004 и принято решение N 286 от.29.10.2004 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - за неуплату (неполную уплату) сумм налогов в результате занижения налогооблагаемой базы.
По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу, что ОАО "НИТИ-ТЕСАР" не полностью уплатило налог на добавленную стоимость в сумме 2958258 рублей в результате занижения налоговой базы, в том числе за 2003 год - 2095174 рублей, за 2004 год - 863084 рублей.
Признавая решение в этой части недействительным, суд обоснованно исходил из следующего. Согласно статье 100 Налогового кодекса Российской Федерации в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Конкретизация данной нормы дана в инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N АП-3-16/138, согласно которой отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний, по каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены, в том числе ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения, квалификацию совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки налоговый орган использовал для расчета налога на добавленную стоимость данные бухгалтерского учета без проверки первичной документации. Между тем, в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации проверка должна была строиться на основании налоговых деклараций, книг покупок и продаж, счетов-фактур и прочих документов, подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость поставщикам, в том числе банковских и кассовых первичных документов. Налоговый орган построил проверку на анализе данных бухгалтерского учета - оборотов по счетам бухгалтерского учета 60, 76, 71, 90, 68, 19.
Объем выручки, определенной налоговым органом, применяемой для расчета облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость операций, а также расчет доли вычетов, приходящихся на облагаемые и необлагаемые налогом на добавленную стоимость операции сделан расчетным путем, основан на данных синтетического бухгалтерского учета и не расшифрован по первичным документам и не основан на данных книг покупок и продаж.
Между тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам представлено право определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги. Доказательств того, что перечисленные выше основания для определения сумм налога расчетным путем имелись, налоговым органом не представлено.
Кроме того, ответчиком не опровергнуты доводы заявителя о том, что с объема научно-исследовательских работ налог на добавленную стоимость им уплачивался и, соответственно, он приобрел право на налоговые вычеты с соответствии с положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 1.1 решения налогового органа N 286 от 29.10.04 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 2098199 руб. за 2003 год и 794729 руб. за 2004 год обоснованно признаны судом не основанными на законе и на соответствующих доказательствах.
Согласно пункта "г" решения, предприятию вменено неправомерное включение при исчислении налога на прибыль в состав затрат расходов на приобретение установки круговой резки УФК-901. По мнению налогового органа, стоимость данного имущества составляет более 10000 руб., оно относится к амортизируемому и в соответствии с пунктом 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации затраты по его созданию не подлежат включению в состав расходов.
Однако судом установлено, что данное оборудование создавалось собственными силами предприятия (акт N 9/110 от 27.03.03). Расходы по созданию составили 8500 рублей и начисленный налог на добавленную стоимость - 1700 рублей, итого 10200 рублей.
В соответствии с пунктом 19 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налогооблагаемой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость, начисленный в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, является возмещаемым налогом и включается в состав вычетов в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, созданное имущество не соответствует критериям амортизируемого и подлежит списанию в состав расходов в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы, изложенные в пункте 2.2 решения налогового органа N 286 от 29.10.04 в части завышения расходов в целях исчисления налога на прибыль в сумме 10200 рублей обоснованно признаны судом не соответствующими нормам налогового законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 07.02.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-23388/04-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 5 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.
Общество привлечено к ответственности за неуплату налога на прибыль в связи с единовременным отнесением на расходы затрат по созданию оборудования.
Принимая такое решение, налоговая инспекция исходила из того, что расходы по созданию оборудования превышают 10000 рублей, следовательно, данное имущество является амортизируемым.
Посчитав такой вывод необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд, который поддержал позицию налогоплательщика.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налоговой инспекции, федеральный арбитражный суд обратил внимание на то, что в силу п.19 ст.270 НК РФ расходы в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в целях налогообложения прибыли.
В данном случае сумма затрат общества по созданию оборудования без НДС составляет 8500 руб., а с НДС 10200 руб.
На основании ст.171 НК РФ предъявленные покупателю в составе стоимости товара (работы, услуги) суммы НДС принимаются к вычету. Следовательно, НДС является возмещаемым налогом.
Таким образом, НДС не учитывается в целях решения вопроса о том, является ли имущество амортизируемым. Поэтому общество правомерно отнесло на расходы затраты по созданию оборудования.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2005 г. N А57-23388/04-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании