Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 июля 2005 г. N А65-379/05-СА2-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны, г.Набережные Челны,
на решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-379/05-СА2-22,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны, г.Набережные Челны о взыскании с индивидуального предпринимателя Аторина Александра Геннадьевича, г.Набережные Челны штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета,
в судебном заседании объявлен перерыв до 01.07.2005 до 9 часов 50 минут,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Аторина Александра Геннадьевича 180 рублей штрафных санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2003 год.
Решением арбитражного суда от 22.02.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны просит решение отменить, заявление удовлетворить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ответчик в нарушение срока, установленного статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" не представил индивидуальные сведения за 2003 год.
Нарушение нашло свое отражение в акте N 107/205 от 09.07.2004, на основании которого заявителем было вынесено решение N 107/205 от 02.08.2004 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений, установленных пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в виде взыскания штрафа в размере 10% причитающихся платежей в Пенсионный фонд за отчетный период в сумме 180 руб.
На уплату штрафа ответчику было направлено требование N 107/205 от 02.08.2004, поскольку ответчик штраф в добровольном порядке не уплатил, заявитель обратился в суд за их принудительным взысканием.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования к работодателям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По смыслу Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями. Из статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что в целях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования законодатель изложил понятия "страхователи" и "физические лица, самостоятельно уплачивающие налоги, - застрахованные лица", уточнив при этом характерные признаки названных понятий.
Таким образом, общепризнанный термин "страхователь" в данном в статье 1 Закона N 27-ФЗ обозначении не претерпел смыслового изменения, а должен восприниматься как понятие, подлежащее употреблению в предусмотренных законом целях - в целях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Указанные выводы суда являются правильными.
Судом установлено, что ответчик не осуществлял прием на работу граждан по трудовым договорам и не заключал договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым, в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, следовательно, применительно положений статьи 1 Закона N 27-ФЗ относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Данное обстоятельство, по мнению суда, исключает возможность привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", поскольку согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Правовые основания для распространения этого срока (не позднее 1 марта) на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствуют, следовательно, срок предоставления таких сведений не определен.
Между тем в с соответствии с пунктами 5, 6 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляет вместе с копией платежного документа.
Таким образом, срок предоставления указанных сведений индивидуальными предпринимателями прямо связан со сроком внесения фиксированных платежей, предусмотренных статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанной нормой Правительству Российской Федерации представлены полномочия по определению срока и порядка внесения фиксированных платежей.
Кроме того, согласно статье 19 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований закона такая Инструкция утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования".
В соответствии со статьей 38 данной инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.
Таким образом, срок предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования для предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, установлен и у суда оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-379/05-СА2-22 отменить. Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Набережные Челны удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Аторина Александра Геннадьевича в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 180 рублей штрафа и в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях. Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 июля 2005 г. N А65-379/05-СА2-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании