Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 июня 2005 г. N А72-8183/04-24/474
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, город Москва,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2004 по делу N А72-8183/04-24/474,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", город Москва, к Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Главному управлению финансов администрации Ульяновской области, город Ульяновск, Комитету социальной защиты населения Ульяновской области, город Ульяновск, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, город Москва, о взыскании 399322 руб. 10 коп.,
установил:
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2004 по делу N А72-8183/04-24/474 удовлетворен иск ОАО "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации, с которого взыскано за счет казны Российской Федерации в пользу истца 399322 руб. 10 коп.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Ответчик, не согласившись с решением арбитражного суда, просит в своей кассационной жалобе его отменить, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованного судебного акта, нашел его подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец предоставил в сентябре 2003 года льготы пассажирам на сумму 332768 руб. 42 коп., во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и уплатил с указанной суммы НДС в размере 66553 руб. 68 коп.
Поскольку затраты истца по предоставлению льгот компенсированы не были, он обратился с иском в арбитражный суд на сумму 399332 руб. 10 коп.
Арбитражный суд иск удовлетворил за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, согласно правилам статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает взыскание с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации правомерным, поскольку льготы предоставлены на основании федерального закона и в установленном порядке затраты истца не компенсированы. Размер предоставленных льгот судом установлен на основании представленных в деле доказательств.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежит взысканию за счет соответствующей казны. При этом казну представляют финансовые органы. В данном случае - Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, взыскивая сумму, включающую НДС, Арбитражный суд Ульяновской области не учел положение статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами в связи с применением налогоплательщиками цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Поэтому, предоставляя льготы инвалидам в размере 50-процентной стоимости оплаты проезда на железнодорожном транспорте, истец обязан был уплачивать НДС с фактически полученной суммы.
Сумма добровольно переплаченного НДС не может быть взыскана в рамках требования о возмещении вреда, причиненного в результате неисполнения государственным органом Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В этой связи, взыскание с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 66553 руб. 68 коп. нельзя признать правомерным.
В этой части решение арбитражного суда подлежит отмене.
Ссылка ответчика на нарушение первой инстанцией арбитражного суда статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в результате отсутствия в решении мотивов отклонения отдельных доводов ответчика, не может быть принята как основание к отмене судебного акта, поскольку арбитражный суд в полном объеме исследовал и оценил представленные сторонами доказательства и принял решение исходя из доказанных обстоятельств дела, в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм процессуального права не может служить основанием к отмене решения, если это нарушение не привело к принятию неправильного решения.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области, за исключением взыскания суммы НДС не противоречит действующему законодательству.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.11.2004 по делу N А72-8183/04-24/474 в части взыскания 66553 руб. 68 коп. отменить.
В этой части иска отказать.
В остальном решение оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", город Москва, в доход федерального бюджета судебные расходы по исковому заявлению и кассационной жалобе в сумме 3496 руб. 61 коп.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2005 г. N А72-8183/04-24/474
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании