Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 марта 2005 г. N А12-10018/02-С4
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, г.Волгоград,
на решение от 19.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.05 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10018/02-С4,
по иску Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 2 Дзержинского района города Волгограда, г.Волгоград, к Администрации Волгоградской области, г.Волгоград, о взыскании 5252833 рублей 19 копеек,
установил:
Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2 Дзержинского района города Волгограда обратилось с иском к Администрации Волгоградской области о взыскании 5252832 рублей 19 копеек убытков, понесенных с 2000 года по июнь 2002 года в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Дзержинского района города Волгограда, на основании федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чепнобыльской АЭС", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции" и Таможенного кодекса Российской Федерации, ссылаясь на статьи 238, 239, 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области, Управление федерального казначейства по Волгоградской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Комитет по госнаркоконтролю Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации; в качестве третьих лиц привлечены - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, Муниципальное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района города Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.01.03 с Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Волгоградской области в пользу истца было взыскано 744167 рублей 20 копеек за счет казны Российской Федерации, с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области - 3839663 рубля 88 копеек за счет казны Волгоградской области. В иске Администрации Волгоградской области и Министерству финансов Российской Федерации было отказано, производство по делу в части взыскания 669001 рубля 11 копеек было прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.03.03 решение в части взыскания с казны Волгоградской области 3839663 рублей 88 копеек было отменено, в иске в этой части отказано. В остальной части решение было оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.05.03 указанные судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.03 было взыскано с казны Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Волгоградской области 744167 рублей 20 копеек, с казны Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления администрации по Волгоградской области - 3839663 рубля 88 копеек. Производство по делу в части взыскания 669001 рубля 11 копеек было прекращено в связи с отказом от иска в этой части.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.04 решение было отменено в части удовлетворенных исковых требований, в части прекращения производства по делу оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.07.04 решение и постановление были отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью решить вопрос о выделении исковых требований в отдельное производство по основаниям их возникновения; предложить истцу обосновать исковые требования соответствующими расчетами и доказательствами по каждой категории льготников и определить лиц, ответственных за их возмещение; рассмотреть вопрос о привлечении к рассмотрению дела главных распорядителей средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.04 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков исключена из числа ответчиков. С Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области в пользу истца взыскано 3436967 рублей 03 копейки убытков. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.05 решение изменено, первый абзац исключен. Абзац второй решения изложен в следующей редакции: взыскать с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 2 Дзержинского района города Волгограда 3436967 рублей 03 копеек убытков. В иске к Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что субъектом федерации не исполнены предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" обязательства по обеспечению финансирования льгот в сумме 3371884 рублей 21 копейки.
Убытки в связи с предоставлением льгот по закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 63241 рубль 81 копейка подлежат взысканию с казны субъекта Российской Федерации на основании пункта 14 Положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419.
Убытки в сумме 1841 рубль 01 копейка, понесенные в связи с предоставлением льгот по закону Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" подлежат взысканию с казны субъекта Российской Федерации на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.93 N 112.
Во взыскании с казны субъекта Российской Федерации убытков, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отказано, так как истец не представил доказательств того, к какой категории жилищного фонда относятся жилые помещения, в которых проживают льготники.
Во взыскании убытков за счет федерального бюджета по Федеральным законам "О статусе военнослужащих", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по Таможенному кодексу Российской Федерации отказано, так как истец не представил доказательств того, что военнослужащие, которым льготы были предоставлены, проживают в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности; из какого бюджета финансируются сотрудники милиции, которым предоставлялись льготы; в материалах дела также отсутствуют сведения органов налоговой полиции и таможенных органов в подтверждение списка сотрудников этих органов, имеющих право на льготы, и документы, подтверждающие это право. Обязательства по перечислению денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом на реализацию Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерством финансов Российской Федерации были выполнены.
В кассационной жалобе заявитель - Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области, г.Волгоград - просит решение и постановление отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, истец - Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие N 2 Дзержинского района города Волгограда по техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда в соответствии с договором муниципального заказа предоставил льготы при их оплате, предусмотренные федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О статусе военнослужащих", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О милиции", "О федеральных органах налоговой полиции" и Таможенным кодексом Российской Федерации. В результате истцом понесены убытки, поскольку его затраты по предоставлению льгот в период с 2000 года по июнь 2002 года не были возмещены из бюджета в полном объеме. Сумма подлежащих компенсации льгот ответчиком не оспаривается и подтверждена представленной истцом первичной документацией.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.
Сумма невозмещенных казной Волгоградской области убытков истца, понесенных в связи с предоставлением льгот по закону "О ветеранах" составляет 3371884 рубля 21 копейка. Данная сумма судом обоснованно, в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскана с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" истец предоставил льготы за указанный период на общую сумму 63241 рубль 81 копейка. Согласно пункту 14 Положения "О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, возмещение расходов, понесенных предприятиями по предоставлению льгот, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Доказательств возмещения указанных расходов истца не имеется.
В этой связи убытки в указанной сумме обоснованно взысканы за счет казны субъекта федерации в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановление Главы администрации Волгоградской области от 23.05.02 N 410 является необоснованной, так как убытки взыскиваются за период с 2000 года по июнь 2002 года.
Материалами дела также подтвержден факт предоставления льгот истцом в сумме 1841 рубль 01 копейка на основании статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 05.10.93 N 112, о порядке возмещения расходов, связанных с исполнением закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" указанная сумма обоснованно в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскана за счет казны субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение и постановление в части взыскания убытков в сумме 3436967 рублей 03 копейки в пользу истца с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области за счет казны Волгоградской области является законными и обоснованными.
В остальной части судебные акты не обжалованы, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 19.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.01.05 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10018/02-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2005 г. N А12-10018/02-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании