Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 апреля 2005 г. N А57-3516/04-15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г.Саратов,
на решение от 25.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.04 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3516/04-15,
по иску открытого акционерного общества "Облкоммунэнерго" в лице филиала Петровские городские электрические сети, г.Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г.Саратов, финансовому управлению объединенного муниципального образования Петровского района Саратовской области, г.Петровск Саратовской области, о взыскании 22024 рублей 23 копеек,
установил:
Открытое акционерное общество "Облкоммунэнерго" в лице филиала Петровские городские электрические сети обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, финансовому управлению объединенного муниципального образования Петровского района Саратовской области о взыскании 22024 рублей 23 копеек убытков, причиненных в результате предоставления гражданам, проживающим в городе Петровске Саратовской области льгот по оплате электрической энергии на основании Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.93 N 5142-1 за период с 01.01.02 по 31.12.03.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено управление социальной защиты населения администрации объединенного муниципального образования Петровского района Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.08.04 с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки, причиненные в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии по Закону Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", в сумме 22024 рублей 23 копеек. В иске к остальным ответчикам отказано.
Решение мотивировано тем, что убытки причинены в результате незаконного бездействия Правительства Российской Федерации, выразившегося в неразработке федеральной программы развития донорства крови и ее компонентов, предусмотренной статьей 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", что повлекло отсутствие бюджетного финансирования для покрытия расходов, понесенных истцом при реализации Закона. В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации данные убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.12.04 решение изменено в части взыскания с казны Российской Федерации убытков в сумме 12733 рублей 26 копеек в пользу истца. С казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области взысканы убытки в сумме 12733 рублей 26 копеек в пользу истца. В остальной части решение оставлено без изменения.
Изменяя решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что постановлением Саратовской областной Думы от 13.11.02 N 3-97 утверждена Областная целевая программа "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови на 2003-2006 год". В соответствии с частью 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации региональных программ финансируется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации. В этой связи убытки, образовавшиеся за период с 01.01.02 по 31.12.02 в сумме 9290 рублей 97 копеек должны быть отнесены на счет федеральной казны в лице Министерства финансов Российской Федерации ввиду отсутствия как федеральной, так и региональной целевых программ. Убытки, образовавшиеся за период с 01.01.03 по 31.12.03 в сумме 12733 рублей 26 копеек должны быть отнесены на счет казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области в связи с принятием региональной целевой программы.
В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва, в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, г.Саратов - просит решение и постановление в части взыскания с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 9290 рублей 97 копеек убытков за период с 01.01.02 по 31.12.02 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области. При этом заявитель ссылается на то, что на федеральном уровне органом, ответственным за принятие и реализацию государственной программы развития донорства крови, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (статья 3 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.09.03 N 219). Таким образом, незаконное бездействие было допущено Министерством здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, до ноября 2002 года органы государственной власти Саратовской области и до июня 2003 года органы местного самоуправления Петровского района Саратовской области также незаконно бездействовали, не принимая территориальную и местную программы, предусмотренные статьей 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, истцом в период с 01.01.02 по 31.12.03 была предоставлена пятидесяти процентная льгота по оплате потребленного газа проживающим в городе Петровске Саратовской области гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", на основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 09.07.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Расходы истца, понесенные в результате предоставления указанных льгот в сумме 22024 рублей 23 копеек, ему не возмещены.
Факт предоставления льгот и несения в связи с этим расходов подтверждается материалами дела - счетами-фактурами, списком почетных доноров Петровского района, заверенным главным врачом муниципального медицинского учреждения "Петровская центральная районная больница", абонентскими книжками по расчетам за электроэнергию, удостоверениями "Почетный донор России".
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 3 того же Закона государственные программы развития донорства крови и ее компонентов разрабатываются Советом Министров - Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Контроль за ее осуществлением возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Республиканские (республик в составе Российской Федерации) и территориальные (автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) программы развития донорства крови и ее компонентов разрабатываются соответствующими органами государственного управления и утверждаются соответствующими Верховными Советами и Советами народных депутатов.
Правительством Российской Федерации государственная программа, предусмотренная указанной нормой, до сего времени не разработана.
В субъекте федерации Областная целевая программа "Развитие донорства крови, плазмы, клеток крови и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови на 2003-2006 год" утверждена постановлением Саратовской областной Думы от 13.11.02 N 3-97.
Исходя из конституционно-правового смысла статей 3, 4, 5, 8 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", выявленного в определении Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.02 N 68-О, являющегося обязательным и исключающим любое иное их истолкование в правоприменительной практике, учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса о том, за счет каких средств обеспечивается предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 данного Закона, то впредь до надлежащего урегулирования возникших при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 данного Закона должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Это, однако, не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
Поскольку убытки от реализации предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крове и ее компонентов" льгот возникли у истца в результате незаконного бездействия государственных органов, не разработавших предусмотренные законом программы и не установивших порядок финансирования льгот, то в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков производится за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или муниципального образования в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания убытков, образовавшихся в период с 01.01.02 по 31.12.02, с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ввиду отсутствия как федеральной, так и региональной программы.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что незаконное бездействие было допущено Министерством здравоохранения Российской Федерации, является необоснованным. Статья 3 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" возлагает обязанность по разработке государственной программы развития донорства крови и ее компонентов только на Правительство Российской Федерации и лишь контроль за осуществлением принятой программы - на Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Хотя обеспечение региональной целевой программы в части льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" возложена на бюджеты муниципальных образований области, передача из областного бюджета финансовых ресурсов в бюджет Петровского муниципального образования для возмещения убытков, связанных с предоставлением указанных льгот, в 2003 году не осуществлялось и расходы истцу бюджетом Петровского муниципального образования не возмещались.
Поскольку часть 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что обеспечение реализации региональных целевых программ финансируется исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно взыскал убытки, образовавшиеся в период с 01.01.03 по 31.12.03 за счет казны субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 14.12.04 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3516/04-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2005 г. N А57-3516/04-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании