Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 июня 2005 г. N А57-4813/04-10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г.Москва,
на решение от 28.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.05 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4813/04-10,
по иску открытого акционерного общества "Саратовгаз", г.Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, Казне Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, г.Саратов, о взыскании 24086 рублей 90 копеек,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовгаз" обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Казне Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области о взыскании убытков в сумме 24086 рублей 90 копеек, понесенных в связи с невозмещением расходов по предоставлению льгот за период с марта по июль 2001 года гражданам, проживающим в городе Саратове, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил сумму иска и просил взыскать 24064 рубля 43 копейки.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.06.04 с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 24064 рубля 43 копейки. В иске к казне Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.03.05 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что убытки причинены в результате незаконного бездействия федерального законодателя и Правительства Российской Федерации, не урегулировавших законодательно вопрос о порядке финансирования льгот, предусмотренных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов". Убытки подлежат взысканию на основании статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель - Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва - просит решение и постановление отменить, ссылаясь на то, что незаконное бездействие допущено также органами государственной власти Саратовской области, а на федеральном уровне - Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, истцом в период с марта по июнь 2001 года предоставлена льгота по оплате потребленного газа в размере 50 процентов 573 гражданам, проживающим в городе Саратове, награжденным знаком "Почетный донор России", на основании статьи 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов". Убытки в виде выпадающих доходов в результате предоставления указанных льгот составили 24064 рубля 43 копейки. Факт предоставления льгот подтверждается списком получателей льгот, заверенным государственным учреждением здравоохранения "Саратовская областная станция переливания крови" от 27.04.04 с указанием расхода газа, площади жилья, сумм скидок.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 09.06.93 N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов должно осуществляться на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 3 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" обязанность по разработке федеральной программы развития донорства крови и ее компонентов возложена на Правительство Российской Федерации. На Министерство здравоохранения Российской Федерации законом возложена функция контроля за осуществлением разработанной и надлежащим образом утвержденной программы.
Такая программа Правительством Российской Федерации до настоящего времени не разработана, в связи с чем расходы на финансирование льгот, предусмотренных названным законом, в федеральный бюджет на 2001 год заложены не были.
Как следует из определения Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.02 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, и что награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" производится Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, указанными в Положении о нагрудном знаке "Почетный донор России", предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Обязанность Правительства Российской Федерации установить порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, предусмотрена также статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.99 N 69-ФЗ. Однако такой порядок установлен не был.
В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что убытки истцу причинены в результате незаконного бездействия Правительства Российской Федерации и федерального законодателя.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации данные убытки обоснованно взысканы судом с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что незаконное бездействие допущено не Правительством Российской Федерации, а Министерством здравоохранения Российской Федерации, являются необоснованными. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" на Министерство здравоохранения Российской Федерации была возложена функция контроля за осуществлением разработанной Правительством Российской Федерации и надлежащим образом утвержденной программы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 28.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.05 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-4813/04-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2005 г. N А57-4813/04-10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании