Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району города Волгограда,
на решение от 25 января 2005 года по делу N А12-35571/04-с29 Арбитражного суда Волгоградской области,
по заявлению открытого акционерного общества "Производственный комплекс "Ахтуба", город Волгоград, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району города Волгограда о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
установил:
Открытое акционерное общество "Производственный комплекс "Ахтуба" (далее - ОАО ПК "Ахтуба") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району о признании недействительным ее требования от 25.11.2004 N 52485, решения от 25.11.2004 N 10247 в части взыскания авансовых платежей по единому социальному налогу в размере 3356100 руб.; о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 55234, N 55235, N 55237 от 25.11.2004 на общую сумму 3335746 руб.
В связи с реорганизацией налогового органа судом произведена замена ответчика в порядке процессуального правопреемства на Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району г.Волгограда.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.01.2005 заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району просит об отмене судебного акта, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно. По мнению налогового органа, начисление и взыскание пеней по единому социальному налогу по итогам месяца основано на положениях статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району направлено в адрес ОАО ПК "Ахтуба" требование об уплате налогов от 01.11.2004 N 52485 на общую сумму 4514843 руб., в том числе по единому социальному налогу на сумму 3356100 руб.
В связи с неисполнением указанного требования Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району принято решение от 25.11.2004 N 10247 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках и выставлены на расчетный счет ОАО ПК "Ахтуба" инкассовые поручения на общую сумму 3335746 руб.
Решение арбитражного суда о частичном удовлетворении требований заявителя соответствует нормам налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно статье 240 Налогового кодекса Российской Федерации по единому социальному налогу налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Из приведенных положений закона арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что за отчетный период по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев единый социальный налог исчисляется исходя из налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов деятельности.
Ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, т.е. исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, следовательно, начисление пеней на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода нарушает положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2005 по делу N А12-35571/04-С29 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Дзержинскому району города Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 мая 2005 г. N А12-35571/04-с29 "Решение налогового органа о взыскании пеней по единому социальному налогу (ЕСН) по итогам месяца признано арбитражным судом недействительным, так как ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, следовательно, начисление пеней на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода является незаконным"
Текст постановления был опубликован в журнале "Правосудие в Поволжье", январь-февраль 2006, N 1/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании