Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 июня 2005 г. N А55-15582/04-44
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области,
на решение от 14 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 21 марта 2005 года по делу N А55-15582/04-44 Арбитражного суда Самарской области,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Круиз-авто", город Тольятти Самарской области, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области, город Тольятти Самарской области, о признании решения недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Круиз-авто" (далее - ООО "Куиз-авто"), г.Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области о признании недействительным ее решения от 10.06.2004 N 08-20-1951-599 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым признано занижение налога на добавленную стоимость в размере 711 руб., имеющаяся у заявителя переплата по налогу зачтена в счет уплаты этой суммы.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.01.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2005, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области просит об отмене судебных актов, полагая, что арбитражным судом нормы налогового законодательства применены неправильно. По мнению налогового органа, вычеты по налогу на добавленную стоимость могут быть произведены только после оплаты товаров, работ, услуг и принятия их на учет. Поскольку полученное заявителем по договору финансового лизинга имущество учитывается на балансе лизингодателя - ЗАО "Ис-лизинг", то применение налогового вычета является неправомерным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области от 10.06.2004 N 08-20-1951-599, принятым по результатам камеральной налоговой проверки, отказано в привлечении ООО "Круиз-авто" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием события налогового правонарушения (пункт 1 решения), с зачетом имеющейся переплаты в сумме 711 руб. по налоговой декларации на добавленную стоимость за март 2004 года со сроком уплаты 19.04.2004 (пункт 2 решения).
В обоснование своего решения налоговый орган указал, что заявителем в нарушение пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно предъявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в декларации за март 2004 года в сумме 711 руб. по счету-фактуре N 0000213 от 31.03.2004 на сумму 3000 руб. (налог на добавленную стоимость 457,63 руб.), счету-фактуре N 0000214 от 31.03.2004 на сумму 1660 руб. (налог на добавленную стоимость 253,22 руб.). Налогоплательщик вправе применить налоговый вычет по приобретенному посредством лизинговых платежей основному средству только после оформления договора купли-продажи данного основного средства, постановки его на учет и оплаты его в полном объеме при наличии документов, указанных в пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Признавая незаконным данное решение налогового органа, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Между ООО "Круиз-авто" (лизингополучатель) и ЗАО "Ис-лизинг" (лизингодатель) заключены договор N ISL/KRUIS-01 от 18.12.2001 финансового лизинга на приобретение для последующей передачи в лизинг офисного оборудования, и договор N ISL/KRUIS-02 от 18.12.2001 финансового лизинга на приобретение для последующей передачи в лизинг 20 автомобилей ВАЗ-21053.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченным им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии со статьей 28 вышеназванного Федерального закона в целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Из данного анализа норм действующего законодательства видно, что налог на добавленную стоимость в составе лизинговых платежей по своей правовой природе аналогичен налогу на добавленную стоимость в составе обычных арендных платежей.
Не основан на законе довод налогового органа о том, что право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость у лизингополучателя появляется только после полной оплаты стоимости предмета лизинга и постановки на учет.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в соответствии с договором лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
В силу пункта 5 статьи 15 указанного закона по договору лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.
Следовательно, лизинговые отношения предполагают предоставление лизингополучателю имущества за плату во временное владение и пользование, последующее приобретение лизингополучателем этого имущества в собственность обязательным условием договора лизинга не является.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного закона под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Следовательно, хотя состав лизинговых платежей не однороден, но он имеет единую природу.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о том, что отсутствует занижение суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, является правильным.
Правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 14.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 21.03.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15582/04-44 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 июня 2005 г. N А55-15582/04-44
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании