Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 мая 2005 г. N А55-15562/2004-1
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Самары, город Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.05 по делу N А55-15562/2004-1,
по заявлению Комитета по управлению имуществом города Самары, город Самара, о признании незаконным отказа Самарской областной регистрационной палаты в государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности,
установил:
Комитет по управлению имуществом города Самары, город Самара (далее по тексту - Комитет), обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области "Самарская областная регистрационная палата", город Самара (далее по тексту - Регистрирующий орган), в государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: город Самара, Промышленный район, улица Калинина, до 32, литер 3, 31 и обязании зарегистрировать на указанные помещения право муниципальной собственности.
Заявление мотивировано необоснованным отказом Регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности, поскольку представителем Комитета была представлена доверенность, соответствующая требованиям законодательства.
В возражениях на заявление Регистрирующий орган просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку представителем Комитета была представлена доверенность нотариально не удостоверенная.
До вынесения решения по делу судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Самарской области "Самарская областная регистрационная палата" на Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.05 в удовлетворении заявления отказано.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: федеральным законодательством установлено обязательное для любого лица требование о нотариальном удостоверении доверенностей на обращение за государственной регистрацией прав.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Не согласившись с доводами суда первой инстанции, Комитет по управлению имуществом города Самары обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель ссылается неправильное применение судом норм материального права. Доверенность представленная в регистрирующий орган соответствует требованиям действующего законодательства; требования к доверенности установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу Регистрирующий орган просил оставить решение суда без изменений, поскольку жалоба Комитета не обоснованна.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность принятых судебных актов, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, заслушав представителя заявителя, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, Комитет 18.08.04 обратился в Регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации муниципального права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с распиской, Регистрирующим органом на регистрацию от Комитета приняты заявление о регистрации от 18.08.04, выписка N 15-07-16/32298 от 04.08.04, выписка из ЕГРОГД N РФ-01359гп от 29.07.04, копия доверенности Комитета на представителя от 12.05.04 N 212.
Извещением от 25.08.04 N 1/2004-31510 Регистрирующий орган уведомил Комитет о приостановлении регистрации с 25.08.04 по 25.09.04, поскольку представленные Комитетом документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в постановлении Главы администрации города Самары, послужившим основанием для включения объекта недвижимости в муниципальную собственность, данный объект недвижимости не значится, не указано к какой категории объектов культуры относится объект недвижимости.
17.09.04 Комитетом в Регистрирующий орган представлены выписка из реестра N 15-07-16/36357 от 27.08.04, письмо N 250-04 от 08.09.04.
Извещением от 23.09.04 N 1/2004-31510 Регистрирующий орган уведомил Комитет о приостановлении регистрации с 23.09.04 по 25.09.04 в связи с непредставлением представителем Комитета нотариально удостоверенной доверенности.
30.09.04 за N 1/2004-31510 Регистрирующим органом выдано сообщение об отказе в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации мотивирован отсутствием на доверенности от 12.05.04 N 212, выданной от имени Комитета, удостоверительной надписи нотариуса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон) в редакции от 11.04.02, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
Федеральным законом от 09.06.03 N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в данный пункт Закона внесены следующие изменения: слова "надлежащим образом оформленной доверенности" заменены словами "нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом".
Обосновывая свои требования, Комитет ссылается на соответствие выданной им доверенности положениям пункта 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которого, доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
По мнению Комитета, поскольку Гражданским кодексом Российской Федерации иные требования к форме доверенности не установлены, требование Регистрирующего органа о представлении нотариально удостоверенной доверенности являются незаконными.
Исходя из смысла положений Федерального закона от 09.06.03 N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" требования о представлении нотариально удостоверенной доверенности относятся к любому лицу, обращающемуся в качестве представителя юридического лица в регистрирующий орган.
Судом первой инстанции установлено, что в Регистрирующий орган Комитет обращался в лице своих представителей, полномочия которых подтверждены доверенностью N 212 от 12.05.04. Представленная представителями Комитета доверенность не имеет удостоверительной подписи нотариуса.
Довод Комитета о том, что ранее Регистрирующим органом требования о необходимости представления нотариально удостоверенной доверенности не выдвигались, противоречит материалам дела.
В соответствии с распиской от 18.08.04 заявитель предупрежден о возможном приостановлении регистрации в связи с тем, что доверенность нотариально не удостоверена.
Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по отношению к государственной регистрации прав является специальным законом, устанавливающим дополнительные требований к документам, представляемым именно на государственную регистрацию прав.
Требования к документам, представленным на государственную регистрацию, установленные Федеральным законом от 09.06.03 N 69-ФЗ, правомерно положены Регистрирующим органом в качестве основания для приостановления государственной регистрации и в последующем - отказа в государственной регистрации.
При указанных выше обстоятельствах судебной коллегией кассационной инстанции оснований к отмене обжалованного судебного акта не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.05 делу N А55-15562/2004-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 мая 2005 г. N А55-15562/2004-1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании