Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 марта 2005 г. N А57-12123/02-3-19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, город Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.08.04 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.11.02 по делу N А57-12123/02-3,
по иску открытого акционерного общества "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Вольские городские электросети", город Саратов, к Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, Министерству здравоохранения Российской Федерации, город Москва, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, город Саратов, Финансовому управлению административного объединенного муниципального образования Вольского района Саратовской области, город Вольск, Саратовская область, о взыскании 188416 руб. 46 коп. убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.08.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.04, удовлетворен иск открытого акционерного общества "Облкоммунэнерго" в лице филиала "Вольские городские электросети". С казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации, взысканы убытки в размере - 72452 руб. 23 коп. С казны Вольского муниципального образования, в лице Финансового управления администрации Вольского муниципального образования, взысканы убытки в размере - 115864 руб. 31 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области просит отменить решение суда первой инстанции от 03.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.04, дело - направить на новое рассмотрение, считая, что судебные акты в части взыскания убытков с казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов России, вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов суд кассационной инстанции правовых оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, ОАО "Облкоммунэнерго" в лице филиала-треста "Вольские городские электрические сети", за период с 01.09.01 по 30.11.02, гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", была предоставлена 50 процентная скидка по платежам за потребленную электроэнергию. Такая льгота предусмотрена статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.93.
Факт предоставления указанной льготы и образования в связи с этим убытков, подтвержден актом проверки правильности предоставления льгот от 04.11.04, подписанным Управлением социальной защиты населения администрации ОМО Вольского района, Управлением здравоохранения администрации ОМО Вольского района, реестрами на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию, счетами-фактурами, абонентскими книжками по расчетам за электроэнергию, удостоверениями "Почетный донор".
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов должно осуществляться на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Предметом спора по данному делу является требование ОАО "Облкоммунэнерго" в лице филиала-треста "Вольские городские электрические сети" о возмещении убытков, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".
Суд первой инстанции требование истца удовлетворил на основе представленного истцом расчета суммы иска.
Убытки, образовавшиеся в период с 01.10.99 по 01.09.01, в сумме - 115864 руб. 31 коп., суд отнес на местный бюджет, в лице Финансового управления администрации Вольского муниципального образования.
Убытки, понесенные истцом в период с 01.09.01 по 30.11.02, в сумме - 72452 руб. 23 коп., отнесены на федеральную казну в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области считая принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными, мотивирует тем, что убытки истца подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Российской Федерации, как главного распорядителя средств федерального бюджета по здравоохранению.
Истребуемые истцом убытки подтверждены материалами дела и они стали возможными в результате бездействия федеральных органов власти. Следовательно ОАО "Облкоммунэнерго" вправе требовать компенсацию понесенных убытков.
Ответственность органов государственной власти за причинение убытков гражданину или юридическому лицу предусмотрена статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определила источник возмещения ущерба: вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, в гражданско-правовых отношениях, связанных с возмещением убытков, причиненных в результате бездействия федерального государственного органа, выразившегося в непринятии Федеральной программы развития донорства крови и ее компонентов, повлекшего недостаточное бюджетное финансирование для покрытия расходов, связанных с реализацией закона, ответчиком выступает соответствующее публично-правовое образование, то есть Российская Федерация.
От имени публично-правового образования в гражданском обороте выступают его органы, в рамках компетенции. Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредитора публично-правового образования является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования.
Казна состоит, прежде всего, из средств соответствующего бюджета, а потому ответчиком по иску о возмещении ущерба со стороны государства должен выступать орган, распоряжающийся бюджетом, то есть Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что взыскание убытков по иску ОАО "Облкоммунэнерго" в лице филиала-треста "Вольские городские электрические сети" должно быть возложено на Министерство здравоохранения Российской Федерации, как главного распорядителя средств федерального бюджета по вопросам здравоохранения, находит несостоятельным.
С учетом изложенного основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы не имеются.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.08.04 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.11.04 по делу N А57-12123/02-3-19 оставить без изменений.
Кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2005 г. N А57-12123/02-3-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании