Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 19 апреля 2006 г. N А55-14541/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Самарского отделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Самара,
на решение от 21.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.12.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-14541/2005,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Самарского отделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Самара о признании недействительными решений от 27.12.2004 N 56 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 21, г.Самара,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала - Самарского отделения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 21 (далее - фонд) от 27.12.2004 N 56 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования и от 27.12.2004 N 56 о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ссылаясь на то, что материалы проверок не содержат ссылок на конкретные обстоятельства совершенных нарушений, доказательств нарушений, расчетов, указывающих на неправильное исчисление сумм пособий, тем самым нарушают его права.
Определением суда от 12.09.2005 в порядке части 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела N А55-14541/05-34 и N А55-14542/05-34 объединены в одно производство в деле N А55-14541/05-34.
Решением от 21.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2005, заявление общества удовлетворено частично, признано недействительным решение от 27.12.2004 N 56 о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части взыскания штрафа в сумме 4094 руб. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части отказа, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. В жалобе общество сослалось на неправильное применение судами норм материального права, нарушение судом пункта 17 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам N 24 от 17.03.2004, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ (далее - Методические указания), согласно которому акт проверки должен содержать фактические обстоятельства.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения Арбитражным судом Самарской области норм материального и процессуального права, заслушав представителя ответчика, не находит оснований для отмены либо изменения судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки Безенчукской дистанции пути Самарского отделения "Куйбышевской железной дороги" филиала ОАО "РЖД" по обязательному социальному страхованию за период 2002-2003 годов были установлены нарушения, о чем 10.12.2004 были составлены акты N 56 с/с (л.д.5-22, т.1), N 56 н/с (л.д.48-51, т.1).
По результатам проверки 27.12.2004 приняты решения: N 56 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в общей сумме 108717 руб., расходов па оплату путевок на оздоровление детей в сумме 24480 руб., N 56 о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4094 руб., доначислении страховых взносов в сумме 10235 руб., соответствующих пеней в сумме 1803 руб.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды, руководствуясь представленными документами, признали правомерным не принятие фондом расходов в сумме 108717 рублей к зачету в связи: с непредставлением обществом в качестве доказательств произведенных расходов оформленных ненадлежащим образом документов - листков нетрудоспособности; с неверным расчетом суммы пособий; с непредставлением заявителем справок о рождении детей для получения пособия и не доказанности факта их утраты.
При этом суды, исследовав все материалы проверки, исходили из того, что оспариваемые ненормативные акты основаны на полноценных доказательствах: актах проверок от 27.12.2004, приложениях к ним NN 1, 2, 3 в виде таблиц, справок, содержащих ссылки на конкретные обстоятельства нарушений с указанием фамилий работников, в отношений которых произведены неправомерные исчисления, на суммы и периоды выплат, на первичные документы, с указанием данных по ним, из которых фонд усмотрел совершение нарушений или неправильное исчисление.
Кроме этого, суды исходили из того, что общество не представило суду каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности произведенных ему начислений, необоснованности и неправильности исчисления фондом расходов, не принятых к зачету, ограничившись ссылкой на обязанность государственного органа по доказыванию вынесенного им ненормативного акта.
Выводы судом соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.
Фонд социального страхования Российской Федерации вправе проводить проверки в отношении не включаемых в состав единого социального налога взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О ведении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"), а также добровольных страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144).
При этом в силу закона - пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон об основах обязательного социального страхования), фонд как страховщик обязан обеспечивать контроль за правильным начислением страховых взносов, а также за расходами на обязательное социальное страхование, а общество как страхователь обязано уплачивать страховые взносы, вести учет начислений страховых взносов, предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования, выплачивать определенные виды страхового обеспечения в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 12 Федерального закона об основах обязательного социального страхования).
При осуществлении контроля фонд вправе проводить документальные выездные проверки, порядок назначения и проведения которых, а также принятие мер по ним определен в Методических указаниях.
Как следует из материалов дела, при осуществлении проверки общества Фонд руководствовался Федеральным законом об основах обязательного социального страхования, Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, а также Методическими указаниями, зарегистрированными в Минюсте России.
С учетом указанных выше законов, нормативных актов и с учетом норм материального права, примененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, являются обоснованными.
Формальное несоответствие в оформлении акта проверки требованиям Методических указаний в части оформления описательной части не может являться основанием для признания оспариваемых решений незаконными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Решение от 21.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.12.2005 Арбитражного суда области по делу N А55-14541/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2006 г. N А55-14541/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании