Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 17 апреля 2007 г. N А12-13309/06-С10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Михайловка,
на решение от 01.11.2006, на постановление апелляционной инстанции от 27.12.2006, по делу N А12-13309/06-С10 Арбитражного суда Волгоградской области,
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванченко Елены Александровны г.Михайловка к Государственному учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Михайловка о признании недействительным решения от 10.05.2006 N 2,
установил:
Индивидуальный предприниматель Иванченко Елена Александровна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Михайловка и Михайловскому району Волгоградской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 10.05.2006 N 2.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2006 решение суда первой инстанции от 01.11.2006 оставлено без изменения.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Михайловка и Михайловскому району Волгоградской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Иванченко Е.А. является страхователем в качестве работодателя в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". За нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда более чем на 30 дней Иванченко Е.А. решением пенсионного фонда от 10.05.2006 N 2 привлечена к ответственности в виде финансовой санкции в размере 5000 рублей в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Основанием для принятия решения послужило то, что 03.01.2006 заявитель заключила трудовой договор с работником, а потому в соответствии со статьей 11 вышеуказанного Закона обязана осуществить регистрацию в территориальных органах Пенсионного фонда в 30-ти дневный срок со дня заключения трудового договора, то есть до 03.02.2006 года. Фактически Иванченко обратилась в территориальный орган с заявлением о регистрации 03.02.2006, о чем составлен акт камеральной проверки от 03.02.2006 и принято оспариваемое решение.
Индивидуальный предприниматель Иванченко Е.А., не согласившись с принятым решением, обратилась в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы суда первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель Иванченко Е.А. обязана осуществить регистрацию в территориальных органах Пенсионного фонда в 30-ти дневный срок со дня заключения трудового договора с работником. В связи с невыполнением требований указанной статьи на нее Пенсионным фондом правомерно наложены меры административного взыскания в виде штрафа.
Однако Пенсионным фондом при назначении штрафа не были приняты во внимание смягчающие вину обстоятельства, а именно то, что срок регистрации нарушен на один день, нахождение заявителя на лечении в Областном клиническом онкологическом диспансере в период с 12.01.2006 по 30.01.2006, а также выезд Иванченко на похороны в хутор Отрожки Серафимовического района Волгоградской области на похороны Иванченко Н.Л., умершей 01.02.2006 года.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации нарушены положения, изложенные в пункте 3 статьи 114, подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер финансовой санкции подлежит уменьшению более чем в два раза по сравнению с установленным размером.
Принимая решение и постановление об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об обоснованности привлечения заявителя к ответственности и наложении административного взыскания.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции - в том числе штрафного характера - за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения".
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом в силу пункта 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а их полномочия приводились в статье 34.1 НК РФ, в соответствии с которой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 112 НК РФ указано, что суд вправе признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства, перечень которых не определен.
В силу пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, судом первой инстанции с учетом вышеуказанных смягчающих ответственность обстоятельств, обоснованно уменьшен размер штрафа до 50 рублей на основании статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации и апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о том, что применение статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае правомерно.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение от 01.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13309/06-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 апреля 2007 г. N А12-13309/06-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании