Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 26 июля 2006 г. N А65-19491/2005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Казанского торгово-экономического техникума, г.Казань,
на постановление апелляционной инстанции от 14.04.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19491/2005,
по заявлению Казанского торгово-экономического техникума, г.Казань о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани от 13.07.2005 N 518,
установил:
Казанскоий торгово-экономический техникум (далее - техникум) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Казани (далее - инспекция) от 13.07.2005 N 518 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2005 требования удовлетворены частично, отказа в части признания недействительным решения инспекции от 13.07.2005 N 518 о начислении налога на прибыль в сумме 155 рублей 66 копеек, соответствующих сумм пени и штрафа в сумме 31 рубль по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2006 отменено решение суда первой инстанции от 15.11.2005 и отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе техникум просит отменить указанный судебный aкт и оставить без изменения решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной техникумом налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год, в ходе которой установлено занижение налогооблагаемой базы по этому налогу, в результате не включения доходов, полученных от сдачи имущества в аренду в сумме 1831415 рублей, а также завышения расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации платных услуг на 602683 рублей.
По результатам проверки составлен акт от 23.06.2005 N 546 и принято решение инспекции от 13.07.2005 N 518 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в соответствии с которым начислены 584184 рублей налога на прибыль, 24491 рублей 73 копеек пеней, а также предложено уплатить 115642 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Техникум обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 13.07.2005 N 518.
Суд первой инстанции удовлетворяя частично заявленные требования, пришел к выводу, что арендная плата от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за техникумом на праве оперативного управления, является средствами целевого бюджетного финансирования, которые при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Принимая постановление об отмене решения суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются в составе неналоговых доходов бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями предусмотрены статьей 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которая обязывает налогоплательщиков - бюджетные учреждения, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и из иных источников вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников и запрещает до исчисления налога на прибыль направлять сумму превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Приведенные положения не позволяют квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, включая сдачу имущества в аренду, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения (пункт 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" от 22.12.2005 N 98).
Статьей 2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусмотрен приоритет положений Бюджетного кодекса Российской Федерации над иными регулирующими бюджетные отношения законами и нормативными правовыми актами, которые должны соответствовать кодексу. Применение судом первой инстанции статьи 28 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" без учета положений статей 41, 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации противоречит названной норме.
Направив средства, полученные от сдачи закрепленного за ним имущества в аренду, на покрытие расходов от деятельности, финансируемой из бюджета, без уплаты налога на прибыль с указанных средств, налогоплательщиком нарушены положения абзаца 5 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем инспекцией правомерно начислен налог на прибыль, соответствующие суммы пени и штрафа.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении проверки инспекцией установлено включение заявителем в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, учитываемых в целях налогообложения, расходов на текущий ремонт инвентаря, зданий и сооружений, расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по оплате потребленного газа и прочих коммунальных услуг, а также оплата горюче-смазочных материалов.
По мнению инспекции, согласно пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации указанные расходы не могут быть приняты к уменьшению налоговой базы, поскольку налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие ведение раздельного учета и подтверждающие принадлежность спорных расходов к коммерческой деятельности техникума.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В пункте 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета и внебюджетных источников в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Техникум эксплуатирует основные средства как при осуществлении основной уставной деятельности, так и для коммерческой деятельности (платное обучение), физически не разграничивая их использование по видам деятельности, поэтому нельзя отнести расходы на ремонт основных средств непосредственно к расходам, связанным с ведением коммерческой деятельности.
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам, на расходы по ремонту основных средств техникуму в 2004 году выделены средства бюджетного финансирования. В случае недостаточности финансирования указанных расходов за счет бюджетных средств заявитель был вправе произвести их за счет доходов от коммерческой деятельности только после уплаты налога на прибыль (абзац 5 пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, принимаются в специально установленном порядке. По общему правилу, такие расходы распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абзац 4 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, для бюджетных учреждений пунктом 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено отнесение на расходы пропорционально доле доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов не всех расходов, которые не могут быть отнесены на затраты по конкретному виду деятельности (финансируемой из бюджета уставной или предпринимательской), а только перечисленных в названном пункте - расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ). Пункт 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации по отношению в абзацу 4 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой. Иное понимание данной нормы лишает смысла ее включение в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В проверяемом периоде пункт 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации действовал в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ и расходы на ремонт основных средств в этот пункт включены не были.
После внесения изменений в статью 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, относятся к расходам, связанным с осуществлением коммерческой деятельности, но лишь при условии, что финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств (подпункт 2 пункта 4 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 06.06.2005).
Пунктом 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации также не предусмотрено пропорциональное распределение расходов по статьям "прочие расходные материалы", "командировки и служебные разъезды", "прочие текущие расходы", "текущий ремонт оборудования и инвентаря".
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, основанного на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.04.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19491/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 июля 2006 г. N А65-19491/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании