Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 10 октября 2006 г. N А57-28508/05-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 8 по Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.06 г. по делу N А57-28508/05,
по исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 8 по Саратовской области о взыскании штрафа с открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии",
установил:
МРИ ФНС N 8 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о взыскании с ОАО "Саравиа" налоговых санкций начисленных в соответствии с п.1 ст.122 НК РФ в сумме 56905 руб. 00 коп.
Решением от 14.02.06 г. суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционном порядке законность и обоснованность указанного решения не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятый судебный акт отменить, как несоответствующий нормам материального права, заявленное требование удовлетворить.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС N 8 по Саратовской области в ходе проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год, выявлено занижение и неуплата суммы налога в размере 290615 руб. 00 коп. По рассмотрению материалов проверки инспекцией 27.04.05 г. принято решение N 372 о привлечении ОАО "Саравиа" к налоговой ответственности в виде штрафа за совершение налогового правонарушения предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ. Направленное ответчику требование N 1144 от 27.05.05 г. об уплате налоговой санкции в добровольном порядке не исполнена.
МРИ ФНС N 8 по Саратовской области указывает, что на ответчика в 2004 году возлагалась обязанность уплачивать транспортный налог по воздушным судам: ЯК-40К N RA-88301, ЯК-40К N RA-87952, ЯК-40 N RA-87621, ЯК-40 N RA-87317, ЯК-42 N RA-42365, поскольку ОАО "Саравиа" являлось лицом, эксплуатирующим указанные транспортные средства.
Довод МРИ ФНС N 8 по Саратовской области о том, что Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 12.10.95 г. N ДВ-110 предусматривается государственная регистрация гражданских воздушных судов на лицо, эксплуатирующее воздушные суда, которое и будет являться налогоплательщиком транспортного налога, признан необоснованным.
Указанные Правила рассматривают государственную регистрацию лишь как документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на то или иное воздушное транспортное средство.
Согласно представленных в материалы дела Свидетельств о регистрации NN 9213, 3574, 7325, 5213 судом установлено, что собственниками воздушных судов ЯК-40К N RA-88301, ЯК-40К N RA-87952, ЯК-40 N RA-87621, ЯК-40 N RA-87317 являются: ОАО ПО "Балаковское химволокно", ЗАО "Саратовский авиационный завод", ОАО "Газсбытсервис".
Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст.358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются в том числе воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со ст.131 ГК РФ являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст.357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательства РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).
Возложение обязанности уплачивать транспортный налог на лицо, эксплуатирующее воздушные суда, противоречит и общим началам гражданского законодательства, поскольку в соответствии со ст.210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Не является правомерным начисление транспортного налога ОАО "Саравиа" и по воздушному судну ЯК-42 N RA-42365, поскольку данное транспортное средство в спорный период находилось в собственности ответчика. Согласно п.1 ст.5 6 НК РФ льготами признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Сюда относится и возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.1 ст.56 НК РФ
В соответствии с пп.4 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, к числу которых относится и ОАО "Саравиа".
В силу п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика.
В пунктах 1 и 2 статьи 109 НК РФ указано, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Выводы суда основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.02.06 г. по делу N А57-28508/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
По мнению налогового органа, общество должно было исчислять транспортный налог по воздушным судам, поскольку общество являлось лицом, эксплуатирующим указанные транспортные средства. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 12.10.95 г. N ДВ-110 предусматривают государственную регистрацию гражданских воздушных судов на лицо, эксплуатирующее воздушные суда, которое и будет являться налогоплательщиком транспортного налога.
Суд признал необоснованными доводы налогового органа.
Вышеуказанные Правила рассматривают государственную регистрацию лишь как документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на то или иное воздушное транспортное средство.
Согласно представленных в материалы дела свидетельств о регистрации судом установлено, что собственниками воздушных судов являются иные юридические лица.
В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со ст.131 ГК РФ являются вещные права на данный объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, суд пришел к выводу, что в соответствии со ст.357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательства РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).
Возложение обязанности уплачивать транспортный налог на лицо, эксплуатирующее воздушные суда, противоречит и общим началам гражданского законодательства, поскольку в соответствии со ст.210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции поддержал позицию общества, решение суда первой инстанции оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 октября 2006 г. N А57-28508/05-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании