Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 декабря 2006 г. N А65-11741/06-СА1-23
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N 1375/07 настоящее Постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Таиф-НК", г.Нижнекамск Республики Татарстан,
на решение от 24 июля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11741/06-СА1-23,
по заявлению открытого акционерного общества "Таиф-НК", г.Нижнекамск Республики Татарстан, о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск Республики Татарстан, от 23 марта 2006 года N 321 в части отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 5091759 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "Таиф-НК" (далее - ОАО "Таиф-НК", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 23 марта 2006 года N 321 в части отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в размере 5091759 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 октября 2006 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "Таиф-НК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что налогообложение по ставке 0 процентов производится в соответствии с положениями статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации экспортируемых товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при этом Обществу были оказаны услуги по перевозке (организации перевозки) товаров железнодорожным транспортом на территории Российской Федерации, и данный товар на момент оказания транспортных услуг не был помещен под таможенный режим экспорта.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства был объявлен перерыв до 7 декабря 2006 года в 15 часов 00 минут.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Решением от 23 марта 2006 год N 321 налоговая инспекция возместила Обществу налог на добавленную стоимость в сумме 253728429 руб., одновременно отказав в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5091759 руб., ссылаясь на неправомерное включение данной суммы в налоговые вычеты.
Основанием для отказа в возмещении указанной суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного по ставке 18 процентов ОАО "Российские железные дороги", ООО "Промтранс", ООО "Татнефть-Транс" в связи с транспортировкой нефти, послужило то, что в силу подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, в связи с чем перевозчик не вправе был предъявлять к оплате налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Российские железные дороги", ООО "Промтранс", ООО "Татнефть-Транс" оказали ЗАО "Таиф-НК" услуги по транспортировке нефтепродуктов и выставили Обществу счета-фактуры N 063003200000133/0030127250 от 10 сентября 2005 года, N 0630032200000133/0030138818 от 30 сентября 2005 года, N 0630032200000133/0030138817 от 5 октября 2005 года, N 0630032200000133/0330150594 от 20 октября 2005 года, N 0630032200000133/0030156857 от 31 октября 2005 года, N 2000 от 30 сентября 2005 года, N 2091 от 11 октября 2005 года, N 2194 от 21 октября 2005 года, N 0000765 от 30 сентября 2005 года, N 0000766 от 5 октября 2005 года, N 0000797 от 31 октября 2005 года,N 1834 от 12 сентября 2005 года, N 1905 от 21 сентября 2005 года, N 0000760 от 30 сентября 2005 года, в которых стоимость оказанных услуг определена с учетом налога на добавленную стоимость исходя из налоговой ставки 18 процентов, вместо предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации ставки 0 процентов.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится реализация работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации.
Из указанных выше норм Кодекса следует, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении работ (услуг), подлежащих на территории Российской Федерации обложению налогом на добавленную стоимость и используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Кодексом, тогда как налогоплательщики, приобретающие работы (услуги) по транспортировке товаров, помещенных по таможенный режим экспорта, налог на добавленную стоимость по данным товарам не уплачивают.
С учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применение налоговой ставки 18 процентов к операциям по реализации услуг по погрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, не соответствует налоговому законодательству. При реализации услуг по погрузке экспортируемого товара согласно статьям 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации покупателю услуг (экспортеру) счета-фактуры выставляются с указанием надлежащей ставки налога на добавленную стоимость - 0 процентов.
Исходя из статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации применение лицом, оказывающим услуги по погрузке, и предъявление к уплате экспортеру налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения плательщиками данного налога положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, положения пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации Названное положение Налогового кодекса Российской Федерации исключают заявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях N 9263/05, N 9252/05 от 20 декабря 2005 года, N 14240/05, N 14227/05, N 15865/05 от 4 апреля 2006 года, N 16305/05 от 19 июня 2006 года.
Не может быть принят судом кассационной инстанции во внимание и довод Общества о том, что товар не был помещен под таможенный режим экспорта, поскольку, уплачивая контрагентам налог на добавленную стоимость за услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, Общество фактически изначально знало, что данная операция не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, а также Обществом вычет налога, предъявленного за услуги по погрузке товара, заявлен в налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, что свидетельствует о непосредственной связи указанных услуг с экспортом товара, в отношении которых налогоплательщиком заявлена налоговая ставка 0 процентов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа постановила:
Решение от 24 июля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 3 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-11741/06-СА1-23 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Таиф-НК", г.Нижнекамск Республики Татарстан, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2006 г. N А65-11741/06-СА1-23
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N 1375/07 настоящее Постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании