Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русич", р.п.Быково Волгоградской области,
на решение от 23 января 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 3 апреля 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-1013/2007,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русич", р.п.Быково Волгоградской области, об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области, р.п.Средняя Ахтуба Волгоградской области, от 19.12.2006 N 000256 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русич" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Волгоградской области (далее - налоговый орган) от 19.12.2006 N 000256 о привлечении к административной ответственности.
Решением арбитражного суда от 23 января 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.04.2007 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считая его, вынесенным с нарушением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 13.12.2006 налоговым органом была проведена проверка принадлежащего заявителю магазина "Продукты", расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п.Быково, квартал 3-4, д.11, в ходе которой установлено осуществление продажи алкогольной продукции без ценников в нарушение статей 11, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров.
По результатам проверки налоговым органом в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2006 N 000272 и вынесено постановление от 19.12.2006 N 000256, в соответствии с которым ООО "Русич" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным указанного постановления, исходили из наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствия нарушений порядка привлечения заявителя к ответственности, а также несостоятельности доводов заявителя о том, что он привлечен к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое устранена законодателем.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции 29.05.2007 был объявлен перерыв до 10 часов 05.06.2007.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции, ее цене, наименовании производителя, стране происхождения алкогольной продукции и т.д.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров) в редакции, действовавшей на момент проверки заявителя и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности, при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указано наименование продукции и цена.
Судебными инстанциями установлено и заявителем не оспорено осуществление заявителем на момент проверки реализации ряда алкогольной продукции в отсутствие ценников. Данный факт заявителем не оспорен и подтвержден материалами дела.
Следовательно, налоговый орган, привлекая заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно сослался на нарушение заявителем пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, а также пункта 141 "Правил продажи отдельных видов товаров" при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции.
То обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства от 15 декабря 2006 года N 770, абзац первый пункта 141 Правил продажи отдельных видов товаров признан утратившим силу, не свидетельствует об устранении ответственности за продажу алкогольной продукции без ценников.
Обязанность сопровождать алкогольную продукцию, находящуюся в розничной продаже на территории Российской Федерации, информацией о наименовании и цене алкогольной продукции, предусмотрена, как указано выше, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Кроме того, указанная обязанность предусмотрена и пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, согласно которому продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Данная информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование товара, цену и условия его приобретения.
Действие названного пункта, находящегося в общей части Правил продажи отдельных видов товаров распространяется на продажу всех видов товаров, предусмотренных указанными Правилами, в том числе на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, обязанность сопровождать продаваемые товары, в том числе алкогольную и спиртосодержащую продукцию, ценниками предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, нарушение которых, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного следует признать несостоятельными доводы заявителя, приведенные им в кассационной жалобе, о необоснованном неприменении судами первой и апелляционной инстанций закона, подлежащего применению, а именно - части 2 статьи 1.7 и пункта 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о необходимости прекращения производства по административному делу в связи с отменой нормы, нарушение которой влечет административную ответственность.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что привлекая заявителя к административной ответственности, налоговый орган действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Статья 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ устанавливает, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
В силу статьи 2 названного Федерального закона оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно статье 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что должностные лица налоговых органов (органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие со стороны судов первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального или процессуального права, а также с учетом соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены, изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 23 января 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 3 апреля 2007 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-1013/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2007 г. N А12-1013/2007 "Обязанность сопровождать продаваемые товары, в том числе алкогольную и спиртосодержащую продукцию, ценниками предусмотрена действующими нормативными правовыми актами, нарушение которых, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет ответственность, предусмотренную ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Налоговые органы вправе составлять протоколы за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (извлечение)
Текст постановления был опубликован в журнале "Правосудие в Поволжье", январь-февраль 2008, N 1/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании