Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 24 октября 2006 г. N А65-42850/2005-СА1-42
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N 1629/07 настоящее Постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Ленар", город Набережные Челны,
на постановление апелляционной инстанции от 18.07.2006 по делу N А65-42850/2005-СА1-42 Арбитражного суда Республики Татарстан,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Ленар", город Набережные Челны, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, город Набережные Челны, о возврате излишне уплаченных сумм по земельному налогу,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ленар", город Набережные Челны (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, город Набережные Челны (далее - инспекция) о возврате излишне уплаченных сумм по земельному налогу в размере 100996,94 рублей. Товарищество просило также взыскать 6000 рублей расходов на оплату услуг представителя.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял уточнение наименования ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан (в заявлении ошибочно указана Межрайонная инспекция Министерства по налогам и сборам России N 2 по Тукаевскому району Республики Татарстан).
Решением суда первой инстанции от 05.05.2006 заявление удовлетворено частично. Суд признал неправомерным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, выразившееся в не возврате 67795,89 рублей излишне уплаченного земельного налога за 2004 год. Этим же решением суд обязал инспекцию возместить из соответствующего бюджета товариществу излишне уплаченный земельный налог за 2004 год в сумме 67795,89 рублей, а также выплатить заявителю расходы на оплату услуг представителя в сумме 500 рублей. Заявление в части требования об обязании возвратить 30000 рублей излишне уплаченной суммы земельного налога оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2006 решение суда изменено. Заявленное требование удовлетворено частично. Суд обязал инспекцию возвратить товариществу излишне уплаченный земельный налог за 2004 год в сумме 3899,63 рублей, а также выплатить заявителю расходы на оплату услуг представителя в сумме 500 рублей за счет средств соответствующих бюджетов.
В части заявленного требования о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 30000,77 рублей заявление оставлено без рассмотрения. В остальной части требования отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, товарищество обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт, как принятый с нарушением норм права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога должен применяться Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", поскольку данный Закон имеет большую юридическую силу. Поэтому факт вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 для разрешения спора значения не имеет.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции возражения на них.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, товариществом в 2003 году был уплачен налог на землю по ставке 1296 рублей за 1 гектар, в 2004 году по ставке 1426 рублей за 1 гектар. При этом земельный налог за 2003-2004 годы рассчитывался по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 пункт 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.1993 N 1768-ХП "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" признан противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
В связи с этим товарищество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003-2004 годы с заявлением о перерасчете и возврате излишне уплаченных сумм налога.
Инспекция отказала в перерасчете налога за 2003-2004 годы.
Посчитав, что инспекция незаконно не производит возврат излишне уплаченного земельного налога, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Изменяя решение суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований товарищества и возврате ему излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 3899,63 рублей.
Данные выводы судебная коллегия считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.1993 N 1768-XII введен в действие Закон Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.1992 N 1767-XII.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 24.12.2003 N ЗП-1-154/03 пункт 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.1993 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу (05.01.2004). Таким образом, суд признал недействующим на будущее нормативный акт.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно указал, что ставки налога на землю, установленные пунктом 3 Постановления Верховного Совета Республики Татарстан, не подлежат применению с 05.01.2004, то есть при исчислении и уплате налога за 2004 год и последующие налоговые периоды. Ставка налога за 2002, 2003 годы и остальные предшествующие годы должна применяться без учета указанного решения Верховного Суда Республики Татарстан, так как налоговые обязательства возникли в периоды, когда Постановление Верховного Совета Республики Татарстан "О введении в действие Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 04.03.1993 еще действовало.
Аналогичная позиция также изложена и в пункте 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают это.
Поэтому вывод суда о том, что товарищество имеет право на возврат только излишне уплаченного земельного налога за 2004 год, судебная коллегия находит обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18.07.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-42850/2005-СА1-42 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2006 г. N А65-42850/2005-СА1-42
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N 1629/07 настоящее Постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании