Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 августа 2007 г. N А65-1149/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 1 ГУФСИН по РТ", город Нижнекамск,
на решение от 03.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-1149/07,
по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан, город Нижнекамск, к Федеральному государственному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 1" ГУФСИН по РТ, город Нижнекамск, о взыскании налогов,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 1 ГУФСИН по Республике Татарстан о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 435960 рублей, налога на прибыль в сумме 15180 рублей, платы за пользование водными объектами в сумме 63375 рублей, единого налога на вмененный доход в сумме 10702,60 рублей, налога на доходы физических лиц в сумме 151222,19 рублей, пени в сумме 522197,60 рублей и налоговых санкций в размере 680219,27 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.07 заявление удовлетворено частично.
С Федерального государственного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" взысканы в доход бюджета соответствующего уровня налог на добавленную стоимость в сумме 435960 руб., налог на прибыль в сумме 15180 руб., плату за пользование водными объектами - 63375 руб., ЕНВД в сумме 10702,60, НДФЛ в сумме 1212150 руб., ЕСН в сумме 151222,19 рублей, соответствующие суммы пени в общей сумме 522197,60 руб., 588290,84 рублей налоговых санкций и 26578,42 руб. государственной пошлины.
Производство по делу в части взыскания налоговых санкций в сумме 91928 руб. 43 копеек прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции в части уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 234505 рублей, задолженности по налогам на доходы физических лиц в сумме 321370,32 рублей, в части взыскания пени в сумме 522197,60 рублей, а также взыскания налоговых санкций в сумме 588290,84 рублей.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 17.07.06 N 34/214.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 15.08.06 N 36/214 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушений, предусмотренных п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) налогов в результате занижения налоге базы в виде штрафа в общей сумме 135287,95 рублей (20% от неуплаченных сумм налогов), п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ за непредставление 54 документов, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 2700,00 рублей, п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2003-2005 гг., в количестве 1054 документов в виде штрафа в размере 52700 рублей (50 рублей за каждый не представленный документ), на основании п.2 ст.120 Налогового кодекса РФ за систематическое неотражение или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций в течение более одного налогового периода (2003 г., 2004 г., 2005 г.) в виде штрафа в размере 15000 рублей, на основании ст.123 Налогового кодекса РФ за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физ.лиц, подлежащего перечислению, в виде штрафа в размере 242430,00 рублей (20% от подлежащих перечислению в 2003-2005 гг. сумм НДФЛ), на основании ст.123 Налогового кодекса РФ за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физ.лиц, подлежащего удержанию и перечислению, в виде штрафа в размере 22811,20 рублей. (20% от подлежащих удержанию и перечислению в 2003-2005 гг. сумм НДФЛ), на основании п.2 ст.27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неуплату (неполную уплату) сумм страховой части взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения базы в виде штрафа в размере 2827,47 рублей (20% от подлежащих уплате в 2005 г. сумм страховых взносов), на основании п.2 ст.27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за неуплату (неполную уплату) сумм накопительной части взносов на обязательное пенсионное страхование в результате занижения базы в виде штрафа в размере 493,81 руб., на основании п.2 ст.119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации по плате за пользование водными объектами в виде штрафа (за 2003 г.) в размере 205968,84 рублей.
Общая сумма налоговых санкций составила 680219,27 рублей.
Указанным решением заявителю предложено уплатить 435960 рублей налога на добавленную стоимость, 15180 рублей налога на прибыль, 63375 рублей плата за пользование водными объектами, 10702,60 рублей единого налога на вмененный доход, 1212150 рублей удержанного и не перечисленного налога на доходы физических лиц, 15122,19 рублей единого социального налога. Кроме того, предложено уплатить соответствующие суммы пени в размере 522197,60 рублей.
На уплату налога, пеней, налоговых санкций ответчику были направлены требования N 36081, N 2988, N 2987 от 15.08.2006 г.
Поскольку ответчик в установленный в требовании срок налоги, пени, налоговые санкции не уплатил, то заявитель обратился в суд за их взысканием.
Кассационная инстанция признает правомерными выводы суда первой инстанции в отношении занижения налоговой базы по налогу на прибыль в размере 63250 рублей.
Ответчик кроме основного вида деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетной деятельности занимается предпринимательской деятельностью в соответствии с которой организованы лечебно-трудовые мастерские (механический, деревообрабатывающий участки, участок по ремонту автотранспортных средств), зубопротезный кабинет, столовая, магазин, предоставление комнаты свиданий.
В соответствии с Законом РТ "О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" N 25-ЗРТ от 29.11.02 г. и Главой 26.3 Налогового Кодекса РФ деятельность учреждения по ремонту автотранспортных средств, столовой (общественное питание), магазин (розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов) подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а по остальным видам деятельности применяется общая система налогообложения.
Согласно ст.321.1 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В соответствии с п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.
По данным приложения N 1 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год, представленного в налоговую инспекцию доходы от реализации отражены в сумме 1508910 руб., в том числе выручка от реализации продукции собственного производства 1508910 руб.
Согласно Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по видам предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2005 г. и отчета об использовании прибыли за 2004 год по ФГУ ЛИУ-1 ГУФСИН России по РТ сумма доходов по производственным мастерским и услугам по предоставлению комнат свиданий составляет 5793624 рублей.
Из вышеизложенного следует, что в нарушение ст.249 НК РФ выручка от реализации занижена на 4284714 рублей.
В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом для целей налогообложения расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По данным приложения N 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год расходы организации, связанные с производством и реализацией составляют 1524710 руб., в т.ч. прямые расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг в сумме 1524710 рублей из отчета об исполнении сметы доходов и расходов но видам предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2005 г. и отчета об использовании прибыли за 2004 год по ФГУ ЛИУ-1 ГУФСИН России по Республики Татарстан следует, что сумма расходов по производственным мастерским (ЛТМ) и услугам по предоставлению комнат свиданий составляет 5730374 рублей.
В результате в нарушение ст.252 НК РФ затраты организации за 2004 год занижены на 4205664 рублей.
С учетом изложенного, кассационная инстанция признает обоснованными выводы суда о том, что в результате нарушения ст.247, 249, 252 НК Российской Федерации, выразившееся в занижении выручки от реализации работ (услуг), в сумме 4284714 рублей и занижения расходов организации в сумме 4205664 рублей и с учетом суммы убытка по налоговой декларации в размере 15800 рублей произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль в размере 63250 рублей, что привело к нарушению статей 247 и 274 НК Российской Федерации.
В части неправомерного применения льготы за 1-3 кварталы 2003 года по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные п.3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации кассационная инстанция также не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как перечисленные в статье 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчиком в ходе налоговой проверки представлена лицензия N 99-01-000948 от 10.02.2005 г., выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление медицинской деятельности, срок действия которой с 10.02.2005 г. по 10.02.2010 г. За 2003 лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствуют, а следовательно, операции по реализации товаров, работ, услуг, производимых лечебно-производственными мастерскими при ФГУ "ЛИУ-1 ГУФСИН России по Республике Татарстан" за 1-3 квартала 2003 года подлежат налогообложению.
Согласно ст.173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст.166 НК РФ.
Так как, лицензия на осуществление медицинской деятельности выдана в феврале 2005 г., учреждением неправомерно применена льгота за январь 2005 года, предусмотренные пп.2 п.3 ст.149 НК РФ. Поэтому операции по реализации товаров, работ, услуг, производимых лечебно-производственными мастерскими при ФГУ "ЛИУ-1 ГУФСИН России по Республике Татарстан" за январь 2005 года подлежат налогообложению.
Кроме этого, в ходе проверки счетов-фактур и книги продаж за 2005 год налоговым органом установлено, что ФГУ "ЛИУ-1 ГУФСИН России по Республике Татарстан" при реализации товаров (продукции) выставляло счета-фактуры с выделением НДС. В результате нарушений ст.149, 166, 171, 173 НК РФ установлено, что сумма НДС подлежащая к доначислению и уплате в бюджет за 2005 год составляет 261418 руб. Поскольку факт неуплаты налога на добавленную стоимость подтверждается материалами дела, то заявителем правомерно вынесено решение о привлечении ответчика к ответственности за допущенное налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 87192 рублей.
Кассационная инстанция признает законными выводы суда в части применения льготы ответчиком, предусмотренные п.2 статьи 2 Федерального закона N 71-ФЗ от 06.05.1998 года "О плате за пользование водными объектами", поскольку налогоплательщиком нарушены положения статей 1, 2, 3, 4, 6 Закона в силу отсутствия лицензий на осуществление медицинской деятельности и лицензии на право пользования недрами.
Из материалов дела следует, что ФГУ "ЛИУ-1 ГУФСИН России по РТ" плата за пользование водными объектами за январь-декабрь 2003 г. не исчислены и не уплачены, налоговые декларации не представлены.
Согласно ст.119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
ФГУ "ЛИУ-1 ГУФСИН России по Республики Татарстан" за период с января по декабрь 2003 года в налоговый орган не представило налоговые декларации по плате за пользование водными объектами. Данное деяние влечет взыскание штрафа за непредставление налоговой декларации в соответствии с п.2 статьи 119 НК РФ.
Из материалов дела следует, что ответчик согласно п.2 ст.346.26 Налогового Кодекса РФ осуществлял три вида деятельности, которые попадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети;
- общественное питание.
Согласно п.1 ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. В соответствии с п.2 ст.346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Из материалов дела следует, что при определении налогооблагаемой базы по виду деятельности как ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств ответчик использует базовую доходность в месяц в сумме 3000 руб., что не соответствует п.3 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная ситуация сложилась и при определении налогооблагаемой базы по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной сети, не имеющие торговых залов, и розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, определенной ответчиком в размере 1800 руб., что не соответствует п.3 ст.346.29 Налогового Кодекса РФ.
При проверке правильности определения налоговой базы по НДФЛ, налоговым органом установлено, что заявителем допущено налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном не перечислении в бюджет сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 1212150 рублей.
Как видно из акта проверки и из решения, ответчик в нарушение п.6 ст.226 НК РФ несвоевременно перечислял суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц. Данный факт ответчиком не оспаривается. Задолженность на момент проверки по данному налогу оставила 1212150,00 рублей. Данный факт ответчик также не оспаривает.
Факт совершения ответчиком налогового правонарушения подтверждается материалами дела, актом выездной налоговой проверки и решением о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, не обжалованными, в установленном порядке, а также другими приложенными к материалам дела, документами.
В силу главы 11 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16.05.2006 N 16058/05, поскольку статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Следовательно, суд обоснованно признал правомерным начисление пени в сумме 386789 рублей.
В 2003-2005 гг. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный Бюджет, предприятием применялись вычеты на сумму взносов, зачисляемых на страховую и накопительную часть трудовой пенсии.
Акт сверки между примененным налоговым вычетом и суммой фактически уплаченного страхового взноса представлен в приложении N 9 к акту проверки. Так, сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (СВ на ОПС) составила 1868187,24 руб., а сумма фактической уплаты СВ на ОПС по данным карточки лицевого счета данного налогоплательщика и акта сверки расчетов по СВ на ОПС - составила 1507466,1 руб. Сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на ОПС на 360721,14 руб.
Таким образом, в нарушение п.3 ст.243 НК РФ из-за несвоевременной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование произошло занижение сумм единого социального налога, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в размере разницы примененного вычета и суммой фактически уплаченных страховых взносов в периоды несвоевременной уплаты взносов ОПС.
Следовательно, сумма занижения единого социального налога, в части, зачисляемой в федеральный бюджет на 01.01.2006 г. составляет 68622,14 руб.
Факт занижения налогооблагаемой базы ответчиком по единому социальному налога, в результате чего произошло занижение налогооблагаемой базы, и следовательно, не уплата единого социального налога в сумме 151222,19 руб. подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто. При таких обстоятельствах требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителем обоснованно начислены пени на ЕСН в сумме - 114297,67 рублей, согласно расчета.
Поскольку ответчик в установленный законом срок не уплатил причитающиеся суммы налогов, то пени в общей сумме 522197,60 коп. за несвоевременную уплату НДС в сумме 435960 рублей, налога на прибыль организаций в сумме 15180 рублей, плату за пользование водными объектами в сумме - 63375 руб.. единого налога на вмененный доход - 10702,60 руб., за неуплату НДФЛ в сумме - 1212150 руб., ЕСН в сумме - 151222,19 руб. начислены заявителем обоснованно, согласно расчета и в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, принятое по делу решение является законным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 03.04.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-1149/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2007 г. N А65-1149/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании